Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.
Страница 1

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.

Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиболее критическим «пусковым» моментом формирования отклоняющегося поведения подростков в описанном психологическом механизме деформированного развития их личности является грубое нарушение их социальных отношений, то именно они и должны корректироваться наиболее тщательно. Показательно, что чаще всего наиболее слабым звеном в системе социальных отношений выступают отношения с родителями (а уже потом со сверстниками и педагогами), при этом такие нарушения возникают при уже деформированном отношении к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера. Эти качества личности формируются, как известно, в основном под влиянием семьи. Следовательно, наиболее исходным и в психологическом плане первичным моментом в возникновении деформированного развития личности являются ненормальные отношения подростка в семье (хотя первые проявления отклоняющегося поведения обнаруживаются, как правило, вне семьи). Проведение такой работы и составляет одну из основных задач работы социального педагога.

Далее мы рассмотрим основные формы работы, которые социальный педагог может использовать в своей работе с детьми, имеющими акцентуации характера, а также отклонения в поведении.

Диагностическая деятельность:

· выявление учащихся, склонных к акцентуациям характера, девиантному поведению (совместно с педагогом-психологом);

· составления плана социально–педагогического сопровождения личности и устранение причин деформации;

· определение причин отклонения в поведении учащихся, их социально - психологических особенностей.

Индивидуально - коррекционная работа с детьми:

· ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, социального педагога;

· вовлечение учащихся в различные положительные виды деятельности;

· изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками;

· создание группы общения (такая группа из 6-8 человек участвует в обсуждении своих проблем. В зависимости от задач можно целенаправленно воздействовать на эмоциональное объединение группы, применять приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности);

· организация досуга ребенка;

· использование литературно-исторических примеров, ориентирующих ребенка на выбор иного стиля поведения (постоянное сравнение себя с эталонным образцом порождает желание самосовершенствоваться);

· вовлечение детей в занятия искусством, живописью, рукоделием, резьбой по дереву, металлу, дизайном (особенно хорошо использовать данную форму в работе с детьми с высоким уровнем эмоциональности, но с недостаточно развитой волевой сферой. Таких детей следует активно побуждать к деятельности, постоянно поддерживая интерес к ней. В эту работу должны быть вовлечены родители);

· метод "психотерапевтического зеркала", формирующий способность видеть себя, свое поведение как бы со стороны.

Страницы: 1 2 3 4


Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002). В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является простой суммой ее членов. Эта система обладает способностью изменяться, если входящие в нее члены увидят ...

Темперамент и деятельность. Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной ...

Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1. Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды. 2. Аспекты (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции. 3. ...