Защитные механизмы (По З. Фрейду)

От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать внутреннее восприятие и давать нам возможность ориентироваться в определённой ситуации, подобно тому, как если бы кто-то, кто не силен в ходьбе, отправился гулять по незнакомой местности.

Защитные механизмы служат цели предотвращения опасности. Бесспорно, им это удается. Динамические затраты, необходимые на их содержание, а также ограничения «Я», которые они почти всегда с собой привносят, оказываются тяжелым бременем для психической экономики. Кроме того, оказав помощь «Я», в тяжелые годы его развития, эти механизмы не исчезают. Разумеется, каждый человек пользуется не всеми возможными защитными механизмами, а только их определенным набором, но они фиксируются в «Я» и становятся постоянными способами реагирования, присущими характеру человека и повторяющимися на протяжении всей жизни, как только вновь возникает ситуация, подобная первоначальной.

«Я» также выполняет с самого начала жизни некоторые фундаментальные функции; поэтому «Я» использует процессы расщепления и подавления инстинктивных желаний как некие защиты против тревоги преследования, которая переживается «Я» с самого рождения. Объектные отношения, которые формируются под влиянием либидо и агрессии, любви и ненависти, пропитанные, с одной стороны, тревогой преследования, а с другой её естественным следствием – вновь обретенной уверенностью во всемогуществе, происходящей от идеализации объекта.

С точки зрения этнопсихологии в учении Фрейда о защитных механизмах самым важным является то, что психический аппарат не выносит неудовольствия, он вынужден избегать неудовольствия любой ценой, а если восприятие реальности вызывает неудовольствие, то оно – т.е. истина – приносится в жертву. Это объясняет самую главную функцию этнической картины мира как неспецифического защитного механизма: защищать человека от реального психологически дискомфортного внешнего мира и создавать такой его образ, в котором человек бы мог безбоязненно действовать. Этническая картина мира всегда представляет мир в искаженном свете, “приносит в жертву истину” ради того, чтобы человек чувствовал себя в мире более комфортно.


Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выст ...

Пузочесик.
В маленькой-премаленькой стране жил ужасно маленький Пузочесик. Он был очень застенчивым и обожал все сладкое. Жил он за речкой от огромного черного леса, где обитали страшные звери. Но страшнее всех зверей был злой волшебник Кукарямба, который построил свой дом в самой темной части леса – в «Чаще страха». Однажды Пузочесик вышел погу ...

Динамика пограничных психических расстройств и социальная адаптация
При вынесении заключения о наличии психического расстройства пограничного регистра, военнослужащие, в большинстве случаев, увольняются из ВС. Вместе с тем, нозологический диагноз, как следует из сведений, представленных в литературном обзоре, зачастую не является фактором, однозначно определяющим исход заболевания. Поскольку же в дальне ...