Изучение взаимодействия в процессе наблюдения

Материалы по психологии » Задачи и виды деятельности психолога в образовании » Изучение взаимодействия в процессе наблюдения

Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнёров по взаимодействию. При этом возможно использование определённых схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т.д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных условиях, так и в условиях психологической консультации.

Важной особенностью методик, направленных на изучение взаимодействия в процессе наблюдения, является то, что они могут быть использованы в процессе тренинговой работы с родителями. В нашей работе непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей осуществляется на совместных занятиях с детьми.

Оно проводится в двух вариантах:

1) детям трёх пяти лет и их родителям мы предлагаем нарисовать рисунок на определённую тему (Наш дом, дом, праздник)

2) родителям с детьми более старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной ручкой (карандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

В дальнейшем происходит представление каждого рисунка участниками творческого процесса и рассказ о том, как происходило взаимодействие в паре.

На этапах рисования: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнёра, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнёра и т.д.


Проведение констатирующего эксперимента
База исследования – МДОУ № 311 Ленинского района г. Новосибирска Ленинского района. В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с нормальным слухом (контрольная группа) и 10 детей имеющие нарушения слуха (экспериментальная группа). Констатирующий этап состоит из трех методик для выявления уровня развития памяти детей дошкольного ...

Приложения
Приложение А Диагностика по математике в подготовительной к школе группе 1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого 3. Умение использовать для записи сравнения зна ...

Причина обращения к средствам массовой информации
Согласно исследованиям E.Katz, M. Gurevitch и S.Haas (1973) можно выделить 35 потребностей [29], лежащих в основе обращения человека к СМИ, которые могут быть объединены в пять категорий: 1) когнитивные потребности (в информации, знании, понимании); 2) аффективные потребности (эмоциональные и эстетические переживания, потребности в уд ...