Проведение констатирующего эксперимента
Страница 1

База исследования – МДОУ № 311 Ленинского района г. Новосибирска Ленинского района.

В исследовании приняли участие 20 детей: 10 детей с нормальным слухом (контрольная группа) и 10 детей имеющие нарушения слуха (экспериментальная группа).

Констатирующий этап состоит из трех методик для выявления уровня развития памяти детей дошкольного возраста.

Методика №1[13].

Цель: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти.

Процедура проведения.

На таблице представлены шесть слов для запоминания и такое же количество нарисованных предметов (Приложение 1). Каждый из предметов должен быть вырезан и наклеен на картон до начала исследования.

Перед ребенком кладут (стопкой) шесть карточек лицевой стороной вниз. Карточки положены в такой же последовательности, что и произносимые экспериментатором слова. Обследующий произносит первое слово, потом предлагает ребенку взять первую карточку и использовать ее для запоминания названного слова. Ребенок берет карточку и рассказывает об используемом им способе запоминания слова с использование карточки, затем откладывает ее в сторону (лицевой стороной вниз). После этого ему называют второе слово. Ребенок берет следующую карточку и т.д.

В дальнейшем ребенку дается задание последовательно брать карточки и воспроизводить соответствующее слово.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием овладевают операциями осмысленного запоминания и выполняют это задание уже к 6-7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи при воспроизведении слов.

Умственно отсталые дети этого возраста не выполняют задания, не понимают смысла предложенного задания, при припоминании они, как правило, называют изображенные на картинках объекты.

Методика №2[14].

Цель исследования: исследование понимания инструкции и цели задания; способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении; особенности логической памяти. Характер исследования усложняется тем, что ребенку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову).

Процедура проведения.

Даны шесть слов для запоминания 12 знаковых изображений предметов (Приложение 2). Каждый из предметов должен быть вырезан и наклеен на картон до начала исследования.

Перед ребенком кладут 12 карточек (лицевой стороной вверх), затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести это слово (например, слово «свет» - карточка «лампа», слово «обед» - карточка «хлеб»). При этом ребенка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить. Отобранные ребенком карточки предъявляют в конце обследования в произвольном порядке. Ребенок вспоминает слова.

Анализ результатов.

Дети с нормальным умственным развитием с интересом выполняют это задание в 6-7 лет, устанавливая связь с подходящей картинкой и используя ее при припоминании слов.

Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес, демонстрируя понимание цели задания, но в некоторых случаях им нужна помощь.

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать связи между словом и картинкой. Даже сделав правильный выбор, они затрудняются, объяснить смысловую связь. Картинка не помогает им вспомнить слова. Чаще всего эти дети ограничиваются названием того, что изображено на карточке. Предложенное же для запоминания слово ими не воспроизводится.

Страницы: 1 2 3


Проявления агрессивности в группе дошкольников
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных ...

О Серенадуне.
А история эта началась так: «Однажды этот милый, обаятельный Серенадун уехал на гастроли в Испанию, где повстречал единственную любовь. Долго он решался, подойти к ней. Звали эту красотку – Виолетта. Она, действительно была прекрасна, как ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш. Об этой девушке ...

Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС и периферич нс (соматич и вегетатив­ный: пара- и сим­патич). ЦНС содержит спинной и голов­ной(продолговатый, сред­ний, промежуточный, боль­шие полушария, мозжечок) мозг. Соматич отдел регу­лирует скелетную мускулатуру, а вегетат – работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – дви­гат функ­ции. ...