Особенности вмешательства. Условия

Природа паники » Особенности вмешательства. Условия

Проводить когнитивно-поведенческую психотерапию ПР/ПРА можно в несколь­ких различных условиях. Во-первых, в обстановке амбулаторного учреждения или офиса, которая наиболее пригодна для психологического просвещения, ког­нитивного реструктурирования, объяснения домашних заданий и обсуждения их выполнения, а также репетиции ролей. Кроме того, экспозиция к некоторым фак­торам может быть осуществлена в условиях офиса, в частности, описанная ниже интероцептивная экспозиция к пугающим телесным ощущениям. В последнее вре­мя под амбулаторными условиями проведения когнитивно-поведенческой пси­хотерапии стали пониматься не только учреждения психолого-психиатрического профиля, но и предназначенные для оказания первичной терапевтической помо­щи. Такое нововведение связано с тем, что пациенты с ПР/ПРА часто встречаются в практике врачей общего про­филя. Однако независимо от конкретного места проведения психотерапии без­опасная обстановка офиса может препятствовать генерализации приобретенного в ней опыта. Например, приобретенное умение не испытывать страха в присутст­вии психотерапевта или в офисе, расположенном неподалеку от медицинского центра, не обязательно проявится там, где рядом не будет психотерапевта, или вдали от медицинского центра. Именно поэтому так важны домашние задания с целью закрепления когнитивно-поведенческих навыков в различных условиях. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится также в естественных условиях, где пациент сталкивается с пугающими ситуациями и где можно на практике применить полученные навыки когнитивного реструктурирования и другие приемы совладания с тревогой. Эта процедура называется «экспозиция in vivo» и может проводиться при участии психотерапевта или самостоятельно. Участие психотерапевта особенно полезно тем клиентам, которые не имеют до­статочной социальной поддержки для самостоятельного выполнения заданий на экспозицию in vivo, а также предпочтительно при тяжелой агорафобии. Например, положительных результа­тов от самостоятельной экспозиции в соответствии с инструкциями и/или мини­мальным участием психотерапевта не следует ждать от клиентов, страдающих выраженной патологией, имеющих слабую мотивацию, с низким уровнем образования, направленных к психотера­певту против своей воли или обратившихся по объявлению. Более того, сама по себе самостоятельная экспозиция не может рассматриваться как адекватное вмешательство при ПР/ПРА. Руководство психотерапевта необхо­димо при проведении экспозиции с направляемым овладением навыками, когда психотерапевт предоставляет клиенту обратную связь по поводу способов реаги­рования на пугающие ситуации с целью минимизировать ненужное защитное по­ведение. Фактически экспозиция с целью овладения навыками оказалась более эффективной по сравнению с подверганием действию стимулов, когда клиенты просто пытались оставаться в ситуации, пока страх не пройдет, не получая при этом никакой обратной связи от психотерапевта. С дру­гой стороны, самостоятельная экспозиция имеет и свои преимущества, посколь­ку позволяет клиенту ощутить свою независимость и генерализовать полученные в процессе вмешательства навыки на ситуации, в которых психотерапевт отсутст­вует. Таким образом, оптимальными условиями для проведения когнитивно-по­веденческой психотерапии можно считать естественную обстановку, с постепен­ным переходом от экспозиции под руководством психотерапевта к самостоятель­ному совладанию с пугающей ситуацией.

Интересная разновидность психотерапии в естественных условиях — вмеша­тельство по телефону, когда психотерапевты дают пациентам рекомендации по экспозиции к агорафобическим ситуациям in vivo или инструктируют, как справиться с паникой. Дру­гой разновидностью является вмешательство с использованием компьютера. Например, в одном из исследований клиентам закре­пляли на запястье миниатюрный компьютер со специальной программой, напо­минавший о необходимости изменить отношение к ситуации и оставаться в ней во время экспозиции in vivo, выполнить дыхательные упражнения, а также сло­весно подбодрить себя после экспозиции in vivo.

Когнитивно-поведенческое вмешательство может производиться в условиях стационара, что особенно показано при необходимости интенсивной психотера­пии (например, при ежедневных контактах с психотерапевтом), или когда рас­стройство у пациента настолько выражено, что он не может проживать дома. Кроме того, психотерапия в условиях стационара проводится по медицинским показаниям. Основным недостатком проведения психотерапии в таких условиях является плохая генерализация полученных навыков на естественную обстанов­ку. С целью преодоления этой проблемы проводятся специальные переходные и поддерживающие сессии в амбулаторных условиях или на дому у клиента.


Приложения
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири В соответствии с результатами теста определяются следующие типы отношения к окружающим: I. Авторитарный 13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремитс ...

Теоретический анализ проблемы психологического воздействия рекламы на идентификацию. Понятие идентификации
Идентификация- опознание кого-либо, чего-либо и уподобление, отождествление себя, своих действий с кем-либо, чем-либо. Идентичный - тождественный, одинаковый [22]. В психологии личности и социальной психологии, «идентификация», определяется как эмоционально-когнитивный процесс «отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой ...

Психологические особенности подросткового возраста.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деяте ...