Теоретические аспекты развития интереса старших школьников. Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников
Страница 4

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Теоретические аспекты развития интереса старших школьников. Познавательный интерес как естественный двигатель поведения у старших школьников

Чтобы успешно решать проблему интереса на практике, надо знать главные источники и решающие предпосылки, оказывающие в наше время наибольшее влияние на пробуждение познавательных интересов и потребностей у молодежи.

Есть и еще одно противоречие: между устойчивым познавательным интересом ученика и возможностью его развить на уроках и в процессе внеклассной работы. Прочитав нередко много книг и статей по любому предмету, владея некоторыми навыками и умениями самостоятельной работы в процессе самообразования, такой ученик предъявляет все более высокие требования к учителю. Противоречие это неразрешимо без критического подхода каждого учителя к своим собственным знаниям, общей культуре, научно-педагогическому мышлению.

Если отсутствие глубоких интересов у учащихся ставит в качестве решающей, проблему пробуждения этих интересов, то наличие подобных интересов снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные интересы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, необходимо более эффективное привлечение всех средств массовой информации, вовлечение в деятельность по развитию интересов специалистов, родителей, различных представителей общественности [54, c. 78-80].

Совместная работа, школы, семьи и общественности, соединенная с системой общегосударственной пропаганды, поможет разработки научной системы воспитания интереса к знаниям и её творческому воплощению на практике.

Познавательные интересы и потребность в самообразовании. В психологии ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием. Совершенствуя всю систему учебно-воспитательной работы в любом учебном заведении, создаются условия для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний, активизируем процесс самообразования и самовоспитания. Здесь уже интерес выступает как результат обучения и воспитания. Это как раз и позволяет объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата [50, c. 148-150].

Познавательный интерес связан со стремлением к углублению процесса собственно познания.

Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) И угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Надо учитывать, что желание что-то делать, изучать, читать и т. д.— это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности в самообразовании.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них — таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия [29, c. 121-123].

Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т. д. Таким образом, когда речь идет об устойчивости и глубине познавательного интереса, нужно учитывать, какое место он занимает в развитии личности.

В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным — едва ли не самое важное в школьном преподавании [50, c. 88-89].

Главные условия и основные предпосылки успеха на пути к цели. Воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании — сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся. В педагогике и психологии, частных методиках многие вопросы, связанные с практическим решением этих проблем, достаточно хорошо изучены и исследованы. Исследования, проведенные под руководством таких видных ученых, как Б. Г. Ананьев, П. Р. Атутов, Ю. К. Бабанский, Л, И. Божович, Б. Ф. Ломов, Н. Г. Морозова, Е. А. Климов, В. С. Ильин, В. С.Мерлин, И. Т. Огородников; М. Н. Скаткин, Б. Т. Теплев, Г. И. Щукина, вооружают учителя знанием теоретических основ важнейших педагогических проблем, решаемых на практике; предоставляют конкретные научные факты и примеры дидактического, методического содержания [1, c. 50].

Страницы: 1 2 3 4 5 6