Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин
Страница 4

Материалы по психологии » Гендерные аспекты брачного поведения » Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин

В когнитивно-генетическом подходе полоролевое развитие связано со стадией интеллектуального развития ребенка, его Я-концепцией. При этом не обязательно подкреплять поведение; многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол.

Если половая роль усваивается практически сразу (ребенок знает, мальчик он или девочка), то тендерная схема (обусловленные полом нормы поведения) является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гендерные понятия формируются у детей на основании тех моделей, которые им предъявляются (Крайг Г., 2000).

Перечисленные подходы отражают разные аспекты мужских и женских проявлений. Однако при наличии полового диморфизма и дипсихизма понимание (и доверие) между полами все-таки возможно; достигается это благодаря опыту долгой истории успешного взаимодействия мужчин и женщин, закрепленной в архетипах анимы (у мужчин) и анимуса (у женщин), которые даже при отсутствии убедительной реальной модели для подражания предоставляют своим обладателям образцы мужского и женского поведения (Юнг К., 1982).

Обобщая сказанное, важно подчеркнуть, что психологические особенности должны выводиться из эволюционного предназначения каждого пола. Поскольку биологически они равноправны, то интерпретация особенностей и определение стратегии самоактуализации должны строиться на этологических основаниях.

Анализ теоретических работ по социальной психологии, философии, социологии и культурологи, раскрывая содержание представлений о семье, об источниках их формирования и основах брачного поведения будущих супругов, дал основание утверждать, что при взаимодействии будущих брачных партнеров его непосредственными регуляторами являются, прежде всего, социальные установки как готовность к определенного рода действиям и оценкам, а также тендерные стереотипы, выполняющие функцию фильтрации, избирательности и адаптации к будущему супругу.

Гендерные различия выбора партнера по браку представлены в содержании стереотипов, обусловленных патриархальной или феминистической точкой зрения: о физических данных будущего избранника, основанных на репродуктивных ожиданиях и биологических возможностях, полоролевых стереотипах о реализации семейных функций в будущем браке, традиционных стереотипов маскулинности - феминности, стереотипных представлений о разделении труда. Представления субъекта о будущей семье и партнере по браку базируются, прежде всего, на моделях родительской семьи, а также влиянии школы (вуза), государства со сложившейся актуальной социально-экономической и культурной ситуацией. Однако мы считаем, что перечень источников, приводимых в научной литературе, не отражает их многообразие, поэтому в теоретико-эмпирической модели постарались максимально учесть их, включив в соответствующий блок источников представлений молодых людей о семье и супруге. Семейная ориентация значительной части современной молодежи не сопровождается установкой на рождение детей, основной причиной являются социокультурные изменения, ведущие к смене приоритетов в представлениях о семье, когда дети не включаются в ценностный состав основ проектируемой семьи.

Отсюда, следует полагать, что главной детерминантой процесса брачного поведения людей является искаженная система установок, представлений и стереотипов и о семье и партнере по браку, сформированная под влиянием социокультурных и прошлых демографических особенностей России. В этой связи можно предположить, что брачное поведение имеет тендерные особенности и обуславливают специфику принятия решения юношами и девушками о заключении брака.

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация работы школьного психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия ...

Привлечение/отвлечение внимания
Некоторые исследователи полагают, что экспозиция наиболее эффективна в том случае, если внимание пациента полностью направлено на объект фобии, а внут­ренние и внешние отвлекающие факторы сведены к минимуму. Было проведено несколько исследований с целью изучения роли отвлечения внимания при экспозиции к специфическим объектам страха, од ...

Выводы
1) Специфика рекламы, состоит в ее способности влиять на отношение человека к окружающему миру, другим людям, а также на отношение человека к самому себе. 2) Было изучено теоретическое состояние рассматриваемой проблемы представленной в научной и специальной литературе. 3) Становление зрелой идентичности в юношеском возрасте играет зн ...