Заключение
Страница 1

Гендерные стереотипы, детерминированные нормативными основами закрепления социальных ролей мужчин и женщин, проявляются в публичной и приватной сферах жизнедеятельности личности. Они носят социально-психологический характер, оказывая нормативное и информационное давление на индивида.

Ключевые гендерные стереотипы относительно поиска брачного партнера и организации семейной жизни в большинстве своем довольно устойчивы в сознании москвичей, несмотря на имеющиеся поколенческие различия и постепенную трансформацию стереотипов под влиянием изменяющихся социально-экономических процессов. Гендерные брачные поведенческие установки смещаются в отношении проявления активности при поиске брачного партнера в сторону становления стереотипа женской активности, т.е. фактически в сознании людей закрепляется уже существующая ситуация. Ключевые гендерные стереотипы в семейной сфере остаются неизменными, за исключением постепенной утраты мужчиной номинальных лидерских позиций в семье в пользу становления эгалитарных установок.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Происходит историческое завершение смены прежних гендерных стереотипов. Возникает противоречие между представленными в прошлом (феминными и маскулинными) и реально сформированными для лучшей адаптации в этой жизни качествами, преимущественно представленными в таких стереотипах (прежде всего, морально-нравственными).

Включенные в выборку респонденты признают семью как жизненную ценность и, в то же время, имеют ряд специфичных ожиданий и установок, соответствующих их брачным намерениям, тендерных представлений о модели семьи, которые чаще всего являются продлевающими срок решения о заключении брака и снижающими его надежность.

Как у юношей, так и у девушек имеется значительное расхождение представлений о будущем партнере по браку (идеализированный образ) и опыта взаимодействия со сверстниками, получаемого в подавляющем большинстве случаев, из практики досугового общения. Девушки главными качествами своего будущего избранника считают: любящий, мужественный, искренний, счастливый, обаятельный, сильный, дружелюбный, чистый, не женственный. В образе идеального супруга представлены маскулинные характеристики, отсутствуют феминные качества, а преобладают качества моральные. То есть преобладают романтические ожидания, соответствующие, скорей, стереотипным, культурно - историческим образцам мужчины. Оцениваемая девушками реальность показывает, что мужчины не соответствуют параметрам идеального избранника, прежде всего, расхождение представлено в таких характеристиках как: не любящий, недостаточно мужественный, женственный, недостаточно обаятельный, не вполне сильный, недостаточно добросовестный. Девушки, имеющие потенциальные брачные намерения, не находят в окружающих молодых людях мужчину их мечты и видят в них излишнюю феминность.

Юноши в идеальном образе девушки видят прежде других такие качества: женственность, дружелюбие, красота, искренность, состояние счастья. В реальном социальном взаимодействии образ девушки приобретает такие качества: аналитичные, сострадательные (эмпатийные), самодостаточные, не проявляющие любовь (не любящие), не женственные. Основное противоречие в образах реальной и идеальной девушки заключается в диаметральном несоответствии параметров женственности. Это отражает ситуацию, когда сверстники для представительниц молодого поколения не являются потенциальным объектом любви и построения долговременных отношений.

В отношении ожиданий женщин о распределении власти в семье доминируют феминистические взгляды. Верховенство мужчины в семье предполагает лишь каждая десятая, в то время как претендует на лидерство каждая третья, а соглашается распределить власть на паритетной основе более половины девушек. Сходной позиции придерживается и большинство юношей Тамбова. При этом проявляются феминные качества тамбовских молодых людей, наиболее представленные в полоролевой дифференциации ситуации конкретной материальной деятельности. Юноши, высоко оценивая себя как личность (интеллектуально и духовно развитую), тем не менее, перекладывают решение реальных вопросов повседневной жизнедеятельности семьи на женщин.

Таким образом, выявлено рассогласование брачных гендерных ожиданий табовской молодежи. Девушки, стремясь к маскулинным проявлениям молодых людей, в реальности встречаются с доминирующей инфантильной позицией, сводящейся к желанию получить эмоциональную поддержку в виде сострадания (жалости). Юноши, имеющие брачные намерения, ожидают получить от девушек эмоциональное удовлетворение от проявления комплекса свойств, характерных материнской позиции.

Страницы: 1 2


Вербально - коммуникативные методы
Вербально - коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения. Профессиональное владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней Греции, считалось неотъ ...

Внимание. Приёмы его активизации.
Это произв или непроизв направленность и сосредо­точенность психич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным. В пред­ставляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её не­обход сторону. В связано с направленностью лично­сти в данный момент и при данных условиях. Не­про­изв В – В, вызываемое объектом. Т е вним ...

Возможность уйти/длительное пребывание в ситуации
Продолжение экспозиции in vivo до уменьшения тревоги — золотое правило в со­ответствии с моделью угасания страха. Аналогичным образом тео­рия переработки эмоций, предложенная Фоа и Козаком, гла­сит, что для получения стойкого результата необходима активация страха с по­следующим его уменьшением непосредственно на сессии. В соответствии ...