Когнитивное реструктурирование

Природа паники » Когнитивное реструктурирование

Изначально когнитивная психотерапия не использовалась для коррекции оши­бочных представлений о физических ощущениях, а была направлена на выработ­ку в тревожных ситуациях стратегий совладания. Мы называем это «копинг-ориентированная когнитивная психотерапия». Пер­вые результаты исследований сравнительной эффективности поведенческих и копинг-ориентированных когнитивных вмешательств при агорафобии были по­лучены группой ученых. Авторы сопоставляли парадоксальную интенцию, градуированную экспозицию и про­грессивную мышечную релаксацию, хотя все участники исследования проводили самостоятельную экспозицию in vivo в промежутках между сессиями. При оценке непосредственно после вмешательства и спустя три месяца метод парадоксальной интенции имел сходную эффективность с градуированной экспозицией и релак­сацией, если судить по количеству улучшений, однако после его применения па­тологические симптомы сохранились у гораздо большего числа пациентов. Авто­ры повторили свое исследование с привлечением в два раза большего количества участников. В отличие от первого проекта эффективность методов вмешательства оказалась практически одинако­вой. Тот же результат был получен и в третьем исследовании. Таким образом, копинг-ориентированное когнитивное вмешательство по эффективности не уступает поведенческому, хотя во всех исследованиях оно со­четалось с самостоятельной экспозицией к тревожной ситуации, что само по себе является поведенческой стратегией. Было проведено и другое исследование, не­сколько отличающееся по дизайну от уже описанных. Изуча­лась сравнительная эффективность трех терапевтических комбинаций: когнитив­ной психотерапии в сочетании с самостоятельной экспозицией и экспозицией под руководством психотерапевта; релаксации в сочетании с самостоятельной экспозицией и экспозицией под руководством психотерапевта; и собственно са­мостоятельной экспозиции и экспозиции под руководством психотерапевта. И вновь не удалось выявить практически никаких значимых отличий, хотя ис­пользование когнитивной психотерапии позволило достичь более выраженных и стойких изменений. В отсутствие самостоятельной экспозиции Эммелкемп с коллегами обнаружили, что копинг-ориентированная психотерапия (рационально-эмотивная психотерапия и тренинг самоинструктирования) при агорафобии была гораздо менее эффективной по сравнению с длительной экспозицией in vivo, судя по самоотчетам и целому блоку поведенческих тестов на тревогу и избега­ние.

Современные методы когнитивной психотерапии нацелены на коррекцию оши­бочных представлений о физических ощущениях и высокоэффективны при аго­рафобии умеренной выраженности, а полученные результаты превосходят или сопоставимы с таковыми при приме­нении релаксации, хотя когнитивные навыки способствуют более длительному уменьшению тревоги. Успеха можно достичь и при выраженной агорафо­бии. Например, когнитивная психотерапия такого типа оказалась более эффек­тивной, чем экспозиция с целью овладения навыками, для стационарных пациен­тов с умеренной и тяжелой агорафобией, которым проводилось интенсивное вме­шательство в течение шести недель, а также для пациентов с варь­ирующей выраженностью агорафобии при курсе продолжительностью восемь недель. С другой стороны, Бушар с коллегами обнаружили, что когнитивная психотерапия была несколько менее эффективной по сравнению с экспозицией in vivo для пациентов с варьирующей выраженностью агорафобии. Основанные на экспозиции поведенческие страте­гии обычно используются для получения информации, позволяющей опроверг­нуть ошибочные суждения. Значение основанных на экспозиции стратегий для результативности когнитивной психотерапии пока неизвестно, хотя двухнедельная направленная когнитивная психотерапия с исключением экспозиции к тре­вожным ситуациям привела к снижению частоты и выраженности приступов па­ники во всех, за исключением одной, сериях из семи одиночных случаев.


Исследование психологического механизма идентификации в рекламе. Исследование особенности индентичности образа рекламного персонажа и образа «Я» у молодежи
Общепсихологический подход к исследованиям средств массовой коммуникации (в частности рекламы) предполагает анализ общения как микропроцесса, участники которого рассматриваются со стороны стилей, особенностей самосознания и репрезентации образов партнеров по общению, коммуникативного «репертуара» и стереотипов восприятия. В данном иссл ...

Экспериментальная работа по коррекции профессионально важных качеств личности руководителя
Приняв во внимание, те изменения, которые происходят с личностью руководителя в процессе профессионального роста, мы разработали тренинговую программу. Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются ...

Метод опроса
Существует особая область психологии - тестология. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные ...