Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект
Страница 6

Материалы по психологии » Межличностные отношения дошкольников - диагностика, проблемы, коррекция » Ориентация ребенка в социальной действительности и его социальный интеллект

3. Упорствующий тип реагирования (У)

— выражает степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации.

Чем выше этот показатель, тем чаще ребенок проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию.

В ответе проявляется постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации (в форме требования помощи от других людей; в форме принятия на себя обязанности разрешить ситуацию или в форме уверенности, что время и ход событий приведут данную ситуацию к разрешению).

Анализ результатов проводится следующим образом. Всего возможно девять вариантов сочетания типов и направленности реакций. Мы обозначаем их буквами (первая обозначает направленность реакции, вторая ее тип). При интерпретации анализируются все ответы ребенка. Для каждого типа ответов подчеркивается их количество.

Те реакции, которых большинство, считаются наиболее типичными для данного ребенка. Опишем некоторые характеристики этих сочетаний.

Э-Д:

Ребенок видит все причины своих неудач во внешних обстоятельствах. Он не может сам решить конфликтные ситуации и требует этого от других людей. Вследствие этого ребенок отличается повышенной конфликтностью и, возможно, агрессивностью. Со временем эти черты могут еще более развиться и акцентироваться.

Э-С:

Сильно выражена защита своего Я

. Ответственность за то, что произошло, часто ни на кого не возлагается. Ребенок, вероятно, имеет завышенную самооценку.

Э-У:

Ярко выражено желание разрешить конфликтные ситуации, но ответственность за это возлагается на других людей. Особых проблем в общении ребенок не имеет.

Ин-Д:

Акцентируется сложность ситуации. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, так как однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.

Ин-С:

Ребенок склонен обвинять себя за возникший конфликт, но при этом отмечается ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию.

Ин-У:

Ребенок уверен, что сам способен разрешить сложившиеся конфликтные ситуации конструктивно.

Им-Д:

При столкновении со стрессовой ситуацией ребенок склонен отрицать существование препятствия. При этом возрастает фрустрирующее влияние ситуации.

Им-С:

Порицание ситуации, ярко выражена защита своего Я

. Возможно, нарушена самооценка. Ребенок не умеет конструктивно решать конфликтные ситуации.

Им-У:

Ребенок уверен, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении он не имеет.

Таким образом, тест Розенцвейга поможет понять, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ ребенку.

Детский апперцептивный тест (CAT)

Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка 4—10 лет. С его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. Эта методика дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления. Однако у нее есть и недостатки, главный из которых — отсутствие объективного основания, дающего возможность интерпретации полученных результатов. Поэтому мы остановимся лишь на нескольких рисунках, интерпретация которых представляет меньше сложностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Меланхолический темперамент.
- Слабый тип. Преобладают миндалины и ги­покамп. Из множества событий трудно выде­ляет доминирую­щие. Отсюда реагирует на широкий круг проблем сл-но нерешитель­ность, бесконечные колебания, высокая чув­ствительность, тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высо­кую и длит рабо­тоспособность. Ему нельзя менять р ...

Исследование произвольного запоминания
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом. Характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности личности. Зависимость запоминани ...

Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет». В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный). В констатирующем эксперименте ставилась задач ...