Методы изучения образа педагога дополнительного образования в сознании подростков

Материалы по психологии » Исследование образа педагога дополнительного образования в сознании подростков по методике СОЧИ » Методы изучения образа педагога дополнительного образования в сознании подростков

Для исследования психологического образа педагога дополнительного образования в сознании подростков в работе будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и психогеометрический тест С. Делингера.

Проективная методика анализа и интерпретации "СОЧ(И)" - структура образа человека (иерархическая) основывается на двух других методиках: "20 - высказываниях" (М. Кун и Т. Макпартлэнд, 1954 г.) и "Психогеометрическом тесте" (С. Делингер,1989 г.). Соответственно, методика "СОЧ(И) состоит из 2 частей: вербальной и невербальной.

Вербальная часть методики "СОЧ(И)" дает возможность сбора вер­бальной, то есть в той или иной степени осознаваемой информации.

Невербальная часть позволяет получить данные об интуитивной, «мало осознаваемой, невербализованной и неструктурированной группе представлений о человеке. Методика "СОЧ(И)" относится к группе проективных методик, для которых характерен глобальный подход к оцен­ке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Тест М.Куна и Т. Макпартленда представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности. Теоретической основой создания данного теста является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос "Кто Я такой?", обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица "Кто Вы такой?"). В данном случае методика «20 высказываний" в составе "СОЧ(И)" модифицирована в методи­ку "20 определений" применительно к изучению образа педагога дополнительного образования в сознании подростков.

Обработка ответов по методике "20 определений ." проводится методом контент - анализа. В ходе данного анализа выделяются три группы характеристик:

1 Отражающие объективные или субъективные представления об образе педагога: «К» Объективные (человек, сестра) конвенциональные, общепринятые. Субъективные характеристики (добрый, умный, злой и т.п.)

2.0тражающие разные стороны личности: «Т» телесно - физические (высокий, худой), «Э» Эмоционально - личностные (веселый, грустный), «В» Личностно - волевые (упорный, целеустремленный), «И» Интеллектуально - творческой сферы личности (эрудированный, внимательный, умный), «С» Особенностей поведения личности как субъекта взаимодействия (помощник, друг), «Д» Поведения личности как субъекта деятельности (труженик, лентяй), «П» Поведение личности, (активный, независимый).

3. Характеристики, отражающие отношение подростков к педагогам дополнительного образования: Как к объекту воздействия (учитель, знакомый); Как к субъекту межличностных отношений (собеседник, лидер, организатор). Проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989г. Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: "это - Я" (или ту, которая первой привлекла внимание).Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых стимулов:1. "Квадраты" - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. Старательность, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, которое разрешает добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. 2. "Прямоугольники" - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Быстрые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника часто смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо.[1]3. "Треугольники" - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются мыслителями с развтым левым полушарием мозга. Способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Тем не менее, в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.4. "Зигзаги" - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью.5. "Круги" - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие.Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.Также при помощи перечисленных фигур можно нарисовать психогеометрические портреты других людей, например педагогов дополнительного образования.


Психологические аспекты стимулирования подчиненных
Проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том, - писал Б.Ф. Ломов,- что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения» Не случайно, поэтому многие психологи подчерк ...

Социально - психологические особенности мотивации достижения
Макклелланд интересуется преимущественно разнообразными проявлениями потребности достижения, то Дж. Аткинсон большее внимание уделяет созданию теории и математической модели для руководства эмпирическими исследованиями в области мотивации достижения. Модель выбора, предложенная Аткинсоном, по сравнению с моделью Эскалоне, Л. Фестингера ...

Статистические методы, примеры их применения для принятия решения
Первый тип задач Допустим, что школьному психологу нужно представить краткую информацию о развитии психомоторных функций учащихся шестых классов. В этих классах обучается 50 учеников. В процессе выполнения своей программы психолог провел диагностическое изучение дви­гательной скорости, применив ранее описанную методику (описание дано н ...