Психические основы обучения животных человеческой речи.
Страница 1

Язык и общение животных » Психические основы обучения животных человеческой речи.

Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.

Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению учёных этой группы, в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они вполне соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме.

С точки зрения других зоопсихологов, у животных имеются всего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врождённых, наследственно обусловленных инстинктах, закреплённых в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует во всём уподоблять человеку. У животных есть биологические предпосылки мышления, но не зачатки этого качества.

Но если внимательно анализировать особенности психических процессов у животных, особенно у выдающихся и одарённых их представителей, то можно прийти к выводу, что животным нельзя отказать в разуме, абстрактном мышлении, наличии сознания и самосознания.

На основе тщательного анализа уровня рассудочной деятельности животных Л. В. Крушинский приводит последовательность их способности к решению задач: на первом месте находятся млекопитающие – обезьяны, дельфины, бурые медведи, собаки, лисы, кошки; на втором месте птицы – вороновые; на третьем месте – амфибии и рыбы.

Научные дискуссии учёных по коренным вопросам зоопсихологии и зооэтологии продолжаются многие десятилетия и не утихают в настоящее время в связи с новыми открытиями в этих областях.

Специалисты-зооэтологи по китообразным заявляют, что изучение мозга дельфинов позволяет перейти от оценки уровня развития центральной нервной системы китообразных к определённому утверждению, что этот уровень выше уровня развития мозга исследованных человекообразных обезьян и ближе к уровню развития человека.

Животные после обучения различают фонемы – звуковой эквивалент буквы и понимают человеческую речь. Животные способны различать звуковые характеристики отдельных букв, звуковых сочетаний, полученных на электронных синтезаторах человеческой речи, и даже сложные звуки, входящие в состав целых предложений.

Не исключено, в таком случае, что животные, особенно наиболее талантливые, после обучения понимают смысл произносимых слов и что возможен активный диалог между человеком и животным.

Произносимые воронами и попугаями слова выражают определённые смысловые ассоциации, то есть понятия и символы, несущие значения слов и связи между ними.

После длительных исследований И. С. Бериташвили пришёл к заключению, что у животных имеется четыре вида памяти:

- свежая, краткосрочная, возникающая после нескольких минут восприятия объекта;

- длительная, долгосрочная, проявляющаяся через много дней;

- условно-рефлекторная, устанавливающаяся после выработки условного рефлекса;

Страницы: 1 2


Позиции полемистов
Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций и взглядов его участников. Очень точно об этом сказал замечательный композитор Д.Б. Кабалевский: "Если мой собеседник, (особенно если это относится к учителю, лектору) не насилует мою мысль, вызывает меня на размышление и даже на спор - это отлично. Но при эт ...

Введение.
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностр ...

Исследование особенности восприятия и отношения к телевизионной рекламе
Исследование проходило в несколько этапов. На данном этапе целью нашего исследования было определение отношения к телевизионной рекламе студентов технического и военного вуза (всего 75 человек - 40 юношей и 35 девушек, в возрасте от 17 до 20 лет), их восприятие рекламы. А именно: а) отношения к рекламе (нравится или нет); б) степень ...