Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии.
Страница 1

Материалы по психологии » Разница в выражении эмоций мужчин и женщин » Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии.

Эмоциональность

, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.Эмоциональность

как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909) выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу. Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности: "эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям" (1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг (2000). Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией

, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции

. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявить наиболее "сензитивные" к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками. Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции

Страницы: 1 2


Исследование психологического механизма идентификации в рекламе. Исследование особенности индентичности образа рекламного персонажа и образа «Я» у молодежи
Общепсихологический подход к исследованиям средств массовой коммуникации (в частности рекламы) предполагает анализ общения как микропроцесса, участники которого рассматриваются со стороны стилей, особенностей самосознания и репрезентации образов партнеров по общению, коммуникативного «репертуара» и стереотипов восприятия. В данном иссл ...

Вопросы и задания
1. Какова главная задача психолого-педагогической работы с детьми, направленной на развитие межличностных отношений? 2. На каких принципах базируется психолого-педагогическая работа по воспитанию межличностных отношений? 3. Назовите основные этапы системы игр и обоснуйте их последовательность. 4. Почему коррекционную работу с проблем ...

Приложения
Приложение 1 Протокол №2Ф.И. – Фролов Б.Дата тестирования – 10 июня 2008 года.Класс – ученик 5-в класса СОШ. Другие данные – 11 лет, живет с родителями, не участвует во внеклассных организациях, ударник. № п/п Определения Группа характеристик Модальность 1 Учительница к, феминная = 2 Ведет кружок д = 3 Не ставит оценок д = 4 Н ...