Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Страница 7

Материалы по психологии » Исследование творческого мышления студентов » Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке

Описание характерологических качеств творческой личности предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д.

Процессуальные черты или содержание опыта творческой деятельности в обучении приводятся следующие:

1) самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

2) видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;

3) видение структуры объекта;

4) видение новой функции объекта в отличии от традиционной;

5) учёт альтернатив при решении проблемы;

6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

7) отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).

Таким образом, в педагогике можно выделить два основных направления раскрытия сущности творческого мышления через описательные модели – описание процессуальных черт творческой деятельности и характерологических качеств творческой личности. Однако сегодня вопрос состоит не в выборе той или иной модели, а в доказательстве взаимозависимости процессуального и личностного аспектов мышления. Отсюда следует, что описательные модели творческого мышления должны содержать как процессуальные, так и личностные его характеристики.

Представленный выше спектр взглядов на сущность понятий «творчество» и «творческое мышление» показывает, что в науке пока нет однозначного их толкования. Такая ситуация, по нашему мнению, в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.

Обучение в вузе можно рассматривать как своеобразный технологический процесс развития творческого мышления, формирования активной, инициативной личности, умеющей при опоре на фундаментальные научные знания глубоко анализировать и принимать обоснованные решения при выполнении своих функциональных обязанностей.

Выделяя обучение как один из средовых факторов развития творческого мышления студентов, остановимся подробнее на его роли и месте среди всех остальных формирующих влияний. При этом определим собственные возможности развивающего обучения, границы этих возможностей.

Большинство представителей зарубежной педагогической мысли нередко отрицают существенное влияние обучения на развитие мышления. Само интеллектуальное развитие толкуется ими как вполне самостоятельный процесс, протекающий согласно внутренним закономерностям, не зависящим от обучения. Обучение в данном случае рассматривается как условие приспособления педагогического к интеллектуальному развитию обучаемого. Иначе говоря, педагогический процесс как бы следует за развитием. В основе такого подхода лежит утверждение о преобладающей роли наследственности в интеллектуальном развитии (Г. Айзенк, К. Джексон). Наряду с указанной, имеется другая точка зрения. Она заключается в том, что все виды и формы психики – от элементарных сенсорных реакций до творческого поведения – представляет собой последовательно усложняющиеся виды адаптации индивида. Творческое же мышление, выступая формой поведения, поддается тренировке, обучению (Ф. Бартлетт, Ю. Мальцман и др.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Опросник "Баса-Дарки"
Авторы данного теста (1) считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личност ...

Метод наблюдения для оценки волевых качеств
Волевые качества оценивали классные руководители. Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту. Признаки волевых качеств школьников: Признаки дисциплинированности: ...

Исследование особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации. Определение типа корпоративной культуры разных подразделений орган
С помощью методики «Оценка организационной культуры» (Куинн К.) были получены данные, изображенные на рисунках 1 – 4. Статистический анализ полученных данных проводился с помощью U – критерия Манна – Уитни. Рис. 1. Графический профиль имеющейся и предпочтительной корпоративной культуры подразделения №1 Примечание: – Профиль имеющей ...