Память и ее значение в процессе усвоения знаний.

«Все развитие человека совершается

не иначе, как в области памяти

и через ее посредничество…»

К.Д. Ушинский.

Под памятью

обычно понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.

Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения [33; 24]:

  • двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
  • Эмоциональная память – память на чувства;
  • Образная память – включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
  • Словесно-логическая память - вербальная память.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память может подразделяться на:

· Непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметом.

· Произвольную – преднамеренное заучивание или припоминание чего-либо.

По способу запоминания выделяется механическая, не опирающаяся на запоминания, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающая наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.

По продолжительности запоминания и сохранения материала в память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия [33; 27].

Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся:

  • запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти.;
  • сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений;
  • воспроизведение - представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.

В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.


Тест "Самооценка силы воли"
Тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли. Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить "Да" - 2 балла, "не знаю" или "бывает", "случается" - 1 балл, "Нет" - 0 баллов. Текст опросника. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтер ...

Личностная готовность к обучению в школе
Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама ...

Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-инди­вид, инди­видуальность, личность. Чел – вид животного. Инди­вид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индиви­дуален и неповто­рим. Личность – чел, проявляющийся в об­ществе. Формирование чел как личности на­чина­ется ещё внутриутробно (по одной вер­сии – Гроф), с первых дней жизни – класси­ки. По ...