Заключение

В представленной курсовой работе на тему: «Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминания» был проведен обзор литературы, касающейся проблемы запоминания как неотъемлемой части изучения психологии памяти. Приведены несколько методик изучения процесса запоминания и их практическое применение, на основании результатов которых были сделаны выводы и выведены графические зависимости между временем или частой повторения и объемом запоминания. Из представленного в курсовой работе материала можно сделать вывод, что в нашей памяти не просто нагромождается разрозненный и спутанный материал. Этот материал всегда находится при нас и мы припоминаем его, когда он нам нужен большими рабочими группами, которые соответствуют направлению наших интересов.

Мы установили, что центральная проблема запоминания – это вопрос взаимоотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть запоминаемого в жизни запоминается нами непроизвольно и многое из того, что мы совсем не хотели запомнить запоминаем так, что никогда не сможем забыть. Проведенные в этом направлении исследования П.И.Зинченко убедительно показали, что установка на запоминание, делающая его прямо целью наших действий не является решающей для эффективности запоминания и непроизвольное запоминание оказывается эффективнее произвольного. Это же подтвердил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Его эксперименты показали, что преимущества непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении значительнее, чем при непосредственном воспроизведении более чем в два раза. Иными словами, запоминаемое нами непроизвольно в процессе деятельности запоминается прочнее, чем запоминание при желании специально запомнить.

Таким образом, мы запоминаем прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Все зависит от того как организованы наши действия в ходе которых совершается запоминание. Поэтому непроизвольное запоминание далеко не случайно поддается изучению по определенным законам. И следовательно, этот процесс можно регулировать. Это сложнее, но и гораздо плодотворнее. Чем произвольное запоминание, которое становится основной целью действий.

С целью опробывания и применения теоретических знаний на практике мы провели серию экспериментов, методики и результаты которых приведены в настоящей работе.

Результаты первого эксперимента, проводимого для выяснения зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека, показали, что интенсивность непроизвольного запоминания действительно зависит от характера деятельности человека. Сравнивая полученные результаты эксперимента с результатами, полученными П.И.Зинченко, при проведении аналогичных экспериментов, установили, что они близки.

Во втором эксперименте мы определяли зависимость запоминания от количества повторений. Полученные нами результаты также подтвердили результаты опытов, полученных Эббингаузом на большом массиве испытуемых.

В третьем эксперименте мы сравнивали результаты непосредственного запоминания с опосредствованным. Результат показал, что опосредствованное запоминание продуктивнее чем непосредственное. Так, в первом случае среднее запоминание составило 10 слов из 20. А во втором 15 из 20, что как раз и говорит о том, что опосредствованное запоминание продуктивнее.


Культуральные факторы.
По мнению Холмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г., в современной культуре существуют достаточно специфические психологические факторы, которые способствуют росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно затрудняют их психологическую переработку (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999). По ...

Особенности психического состояния и поведение больных
Все авторы, когда-либо занимавшиеся анализом психического состояния больных детей отмечают, что заболевший ребёнок отличается от здорового. По данным Э.Р. Карлсон ,у него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным и т.д. (Карлсон Э.Р., 1965). Иногда у больного ребёнка появляются упорные мысли ...

Осн положения гештальтпсихологии.
Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и выдвинув­шее в кач-ве осн объяснит принци­па психологии це­лостное объединение Эл-тов психич жизни, несводи­мое к сумме сос­тавляющих, - гештальт. Гештальт – образ, структура. Представители: Келер, Вертгай­мер, Дункер. Стимул напря­мую не вызывает реакцию (S->0->R). У каж­дого из нас имеют­ся ...