Понятие об адаптации
Страница 2

Итак, при рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию.

Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях.

Характеристика трех уровней адаптации.

Физиологическая адаптация.

Физиологическая адаптация - совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды - гомеостаза.

В результате физиологической адаптации повышается устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и др. факторам. Изучение физиологической адаптации имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой.

Большой практический интерес получили исследования физиологической адаптации в связи с полётами человека в космос.

Реакции, которыми организм отвечает на раздражения значительной интенсивности, имеют общие неспецифические черты и называется адаптационным синдромом.

Процесс физиологической адаптации к необычным, экстремальным (крайним) условиям проходит несколько стадий или фаз:

- вначале преобладают явления декомпенсации (нарушения функций);

- затем неполного приспособления - активный поиск организмом устойчивых состояний, соответствующих новым условиям среды;

- и, наконец, фаза относительно устойчивого приспособления.

Пример.

Это хорошо прослеживается, например, при физиологической адаптации к высоте. Изменения условий в этом случае комплексны, но наибольшую роль играет недостаточность парциального давления кислорода – явление гипоксии всвязи с общим понижением барометрического давления. При подъёме на высоту наблюдаются головокружения, нарушения зрительного и слухового восприятия, одышка и др. явления, характерные для высотной болезни. Постепенно в результате физиологической адаптации явления декомпенсации стихают и возникает приспособленность к этим необычным условиям: увеличивается количество эритроцитов (у человека с 4-5 до 8 млн. в 1 мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы и т. д.

Сдвиги, происходящие в организме в процессе физиологической адаптации касаются всех уровней организма - от субклеточно-молекулярного до целостного организма.

Значительную роль в физиологической адаптации играет тренировка как к воздействию каждого данного фактора, так и к изменению среды вообще. Так, тренировка к высотным условиям, к действиям ускорений и т. п. помогает космонавтам переносить перегрузки в космическом полёте; тренированные спортсмены лучше справляются с новыми трудными условиями, в том числе с вынужденной неподвижностью и др.

Огромное значение в физиологической адаптации имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние (возраст, тренированность и пр.), в зависимости от них изменяются и ответные реакции организма на различные воздействия. В процессе физиологической адаптации проявляется пластичность нервной системы, позволяющая организму восстанавливать контакт и равновесие с изменившимися условиями среды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Малышка.
Жила-была Малышка в лесу, она была милым, пушистым, но очень вредным ребенком. Питалась морковкой, яблоками. У нее было много друзей, с которыми она играла на полянке, но из-за своей вредности часто с ними ругалась. Малышка часто любила оставаться наедине с самой собой, гулять по лесу, собирать цветы. Однажды она встретила очень красиво ...

Выводы
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации. В результате данного исследования было выяснено, что: 1. На данный момент в подразделениях №2 и №4 наблюдается рыночный тип корпоративной культуры, в подразделениях №1 и №3 – ...

Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха
Исследования отечественных дефектологов и психиатров (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Ф. Матвеев, Л.М. Барденштейн и др.) свидетельствуют о том, что основными механизмами задержанного интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха являются замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка. Резкое сн ...