Понятие об адаптации
Страница 4

Физиологическая адаптация в слуховом анализаторе выражается в повышении порога раздражения под влиянием звука большой силы. Явление постепенного изменения чувствительности, т. е. физиологической адаптации, наблюдается и при воздействиях на кожу холодом, теплом и др. Большое значение в этом процессе имеет и скорость нарастания интенсивности раздражителя (физиологическая аккомодация).

В заключении рассмотрения вопроса о особенностях и механизмах физиологической адаптации необходимо отметить чрезвычайно важную особенность этих процессов.

Одной из наиболее общих характеристик живого, на каком бы уровне его ни рассматривать (от организма в целом до субклеточных структур), современные патологи считают «принцип неравновесности» (Адо А. Д., 1985). Он заключается в том, что организм человека постоянно поддерживает состояние, препятствующее уравниванию биологических и других процессов жизнедеятельности с окружающей средой. Прекращение жизни наступает тогда, когда прекращается «неравновесное состояние» и наступает полное равновесие с окружающей неживой природой.

По аналогии с этой общебиологической закономерностью можно провести параллель между активностью психически здорового человека и широтой диапазона функциональных возможностей барьера его психической адаптации. По мере сужения широты этого диапазона снижаются психическая активность человека, а следовательно, и его «неравновесность» и жизненные возможности.

Адаптация — одно из центральных понятий биологии, но так же широко применяется как теоретическое понятие и в ряде психологических концепций, которые, подобно гештальтпсихологии или теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Жаном Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации прежде всего имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме».

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов (подсистем), а их взаимодействием и «содействием», порождающими новые интегративные качества, не присущие отдельным образующим подсистемам.

Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них. «Процессы адаптации, - пишет Р. М. Баевский, - направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой. Как процессы управления, они связаны не только с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы в адекватных и неадекватных условиях среды, но и с выбором функциональной стратегии, обеспечивающей выполнение главной цели».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.). Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта. Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог К ...

Формирование организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что естественно складывается на формировании ее культуры. Однако, две организации, функционирующие в одной и той же среде, могут иметь разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по – разному решают 2 разные проблемы. Первая – внешн ...

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная на ...