Понятия отклоняющегося развития
Страница 2

Объединив понятия «программа развития» (идеальный онтогенез) и «социально-психологический норматив» в контексте определения «отклоняющиеся развитие», можно говорить, что изменение «программы развития» ребенка в пределах, определяемых социально-психологическим нормативом, можно рассматривать как «условно нормативное развитие». Именно такое определение условно нормативного развития наиболее актуально и эффективно может быть использовано для задач диагностической практики психолога. Таким образом, условно нормативное развитие может быть представлено в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, задаваемым в свою очередь, образовательной, социально-культурной, этнической ситуациями.

Такой подход может рассматриваться не только в рамках условно нормативного развития, но распространяться на социально психологический норматив, предъявляемый в условиях специального образования при обучении детей с различными вариантами отклонений в развитии. С той лишь разницей, что в этом случае в качестве условно нормативного развития будет принят некий «типологический социально-психологический норматив», характерный для данного типа и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В свою очередь любое изменение психической функции (функциональной системы, всей многоуровневой и взаимосвязанной системы психического развития), выходящие за пределы области, определяемым СПН, также можно оценить как отклоняющиеся развитие.

В наиболее общем виде понятии е и категория «отклоняющееся развитие» могут быть сформулированы следующим образом:

Отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социально-культурной, этнической ситуации, вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), следует рассматривать как отклоняющиеся развитие.

Отсюда более понятной становиться одна из общих задач диагностической деятельности психолога. Она может быть определена как оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития в целом либо к условно нормативному, либо к отклоняющемуся.

Понятие «отклоняющиеся развитие» не может не основываться на четком знании и понимании логики и последовательности нормативного развития [8 с. 86].

Использование понятия «отклоняющиеся развитие» позволяет:

1. обозначить критерии выделения всех категорий детей, нуждающихся в специализированной помощи со стороны психолога.

2. перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной (причинной).

3. обратиться к созданию современной психологической классификации и типологии различных групп детей в том числе и в рамках условно нормативного развития.

4. определить методологические, методические и организационные подходы к коррекционно-развивающейся работе психолога.

Страницы: 1 2 


Разработка программы социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.
Социально – педагогическое сопровождение должно предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности: на формирование адекватного отношения к будущему, на установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, на формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера. Поскольку наиб ...

Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила ме ...

Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключа­ющаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъ­ект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстра­верт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстравер ...