Психологический анамнез
Страница 1

В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой – представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных, реализуя тем самым принцип динамического подхода [1, 4, 9, 10]. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с проблемным ребенком. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием [29].

В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза. Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. При этом помимо переноса из медицины принципов сбора и анализа анамнестических данных, необходим учет содержания «медикоориентированых» анамнестических данных с целью обеспечения интегративного характера углубленной оценки.

Нейробиологическая составляющая развития ребенка лежит в каузальной (причинной) области, являясь основой и первопричиной развития ребенка. Естественно, что особенности этой составляющей оказывать непосредственное влияние на развитие всех областей жизнедеятельности, в том числе и психических сфер. Таким образом, даже при условно-нормативном развитии можно и должно оценивать закономерности нейробиологического развития, куда в качестве важного компонента следует включить и оценку соматического состояния, его динамику в процессе взросления ребенка как один из факторов каузального уровня его индивидуально-типологических особенностей.

Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка (во многих случаях должно быть оценено и состояние отца, других детей в семье). Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия. Таким образом, современные специалисты [28, 29] считают, показатели развития и другие данные, до настоящего времени рассматриваемые исключительно в парадигме медицинского подхода, относящимися и к психологическому анамнезу и, тем самым, обязательными для оценки психологом.

Страницы: 1 2


Потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе на протяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие люди проводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывно связано с их профессиональной деятельностью. Все, чем они занимались в свободное время, не имело для них такого значения, как работа. Выход на пенсию для т ...

Защитные механизмы (По З. Фрейду)
От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать вн ...

Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, ...