Язык как этап развития сознания
Страница 1

Вторым решающим фактором, определяющим развитие сознания и деятельности человека, является возникнов7ение языка.

"Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…", (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29).

В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. "Люди, - говорит Маркс, - фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностей и т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, - каковыми они уже служат для них в практическом опыте, - как предметы, которые их "удовлетворяют"

У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания.

Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.

Основным элементом языка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодирует человеческий опыт.

Существует множество теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. На первых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли. Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образ предмета при его отсутствии, что имело большое значение в организации восприятия, внимания и памяти человека.

Затем слово стало не только замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак, давая возможность его анализировать, классифицировать.

Второй единицей языка является фраза или предложение. Информация, переданная с помощью предложения, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде сообщения о событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такие сообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельных слов.

Страницы: 1 2


Жаркраль.
Это сказка про одного динозавра, который всю жизнь хотел летать. Глядя на голубое небо, на его глубину и красоту, на Солнышко, на птиц, которые парили в воздухе так легко и быстро, он мечтал о том, что настанет когда-нибудь момент, и он воспарит в воздухе, проникнется в тайны облаков, солнца, неба. Он любил смотреть на небо, любил мечта ...

Проблемы адаптации в системе межличностных отношений и самооценки как составляющих возрастного кризиса ранней юности
Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе. Адаптация включает в себя следующие подвиды: · физиологический, · психологический (внутренний мир), · социальный (внешнее проявление в семье и коллективе) ...

Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами. Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны — в них недостает четких рабочих определений, необходимых для того, чт ...