Стадии психологического развития сознания человека

Материалы по психологии » Проблема возникновения сознания » Стадии психологического развития сознания человека

От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Стадия новорожденности, которая длится до 2-х месяцев ребенка. Образ жизни ребенка мало отличается от внутриутробного периода: сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище, ручные и переместительные движения отсутствуют. Однако уже на этой стадии начинается формирование поведения в виде простейших актов, а также формирование сферы ощущений. Развиваются ощущения со стороны губ, рта, щек; происходит развитие ориентировочных реакций (затихание при шепоте мамы). В 3-4 недели появляется реакция в виде оживления, которая проявляется в улыбке ребенка на разговор человека. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

В раннем младенческом возрасте (2 - 6 месяцев) ребенок начинает оперировать предметами, начиная с попыток все схватить, ощупать с одновременной зрительной фиксацией - происходит формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Поздний младенческий возраст (6 - 14 месяцев) характеризуется первым осмысливанием предметов. В ходе установленного "предметного" контакта начинает формироваться речь ребенка. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Позже появляются жесты, обращенные к взрослому, чаще действия ребенка сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное. Появляется подражание взрослому. У ребенка появляется возможность овладения общественно выработанными способами действий. Большой палец руки при операциях противопоставляется остальным, что характерно только для человека. К концу периода ребенок начинает самостоятельно передвигаться.

Преддошкольный период характеризуется возникновением и первоначальным развитием человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формой сознательного отражения действительности. Малыш овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению. Продолжается подражание взрослым и начинается формирование основных функций мышления.

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) характеризуется появлением сюжетных игр, способствующих овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Происходит формирование творческого воображения и способность произвольно управлять своим поведением.

Младший школьный возраст (7 - 12 лет) - это новый этап развития психики ребенка. Система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но со сверстниками. Появились обязанности перед обществом, от которых зависит его будущее, его место в социуме. Особенно интенсивно происходит развитие мышления, речи. В процессе обучения начинается развитие личности. Исключительно важную роль играет коллектив. Происходит разделение деятельности на "мужскую" и "женскую".

Подростковый возраст и начало юности (13-14 до 17-18 лет) - дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. Ребенок все больше включается в жизнь общества, начинает ориентироваться на "взрослую" жизнь.

В последующий период жизни у человека происходит целенаправленное развитие определенных психических функций, которые являются более значимыми для основного вида деятельности конкретного человека. Это возможно в связи с тем, что эти функции находятся в условиях оптимальной нагрузки, усиленной мотивации, операционных преобразований.

В процессе этого развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.


Коррекционные родительские группы
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны. Причины неэффективного родительского отношения: педагогическая и психологическая неграмотность род ...

Эпидемиологические данные, релевантные для этиологии
Во многих методически трудоемких, описательных эпидемиологических исследованиях, проведенных в различных странах мира было показано, что болезненность паническими расстройствами в течение всей жизни относительно постоянна и составляет 2,5-3,2%. Однако приступы паники без развития полной картины встречаются существенно чаще и в зависимос ...

Самоподача в общении
Обаяние - это тогда, когда тебе говорят "да", когда ты ничего не просил. А. Камю В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов - сам ...