Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования
Страница 1

Материалы по психологии » Исследование творческого мышления студентов » Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования

Для проверки выдвинутой гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов я организовала экспериментальное исследование.

Исследованием было охвачено 45 студентов трех курсов разных факультетов. В качестве экспериментальной группы выступали 15 студентов от каждого курса. Первоначально был произведён подбор методик и отбор испытуемых для дальнейшего исследования динамики развития творческого мышления студентов.В эксперименте использовался набор тестов по выявлению коэффициента интеллектуальности (IQ) Г.Ю. Айзенка, креативные тесты П. Торранса и Ф. Вильямса (модифицированный Е.Е. Туник).

В современной науке общение читателя с литературным произведением принято рассматривать как целостное явление – интерпретацию. Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. Вуз и колледж (в данном случае) призван не только дать студентам определённый объем и систему знаний, но и научить их творчески мыслить, самостоятельно приобретать и пополнять эти знания. Чтобы добиться такого восприятия и развить на этой основе творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

На первом этапе эксперимента проводится диагностика знаний, умений и навыков студентов в области литературы. Данный вид диагностики я проводила посредством фронтального опроса студентов и выявления соответствия их знаний о предмете основным требованиям.

Специфика факультетов.

Так как в исследовании участвуют по одной контрольной группе от факультета, то необходимо так же исследовать специфику их обучения, т.е. какие предметы и науки изучает каждая из групп на своем факультете.

1-ая контрольная группа – музыкальный факультет. Специфика образовательной программы основана на изучении таких предметов, как: художественная литература, музыкальная литература, гармония, методика преподавания в школе и в детском саду, педагогика, психология, философия, изобразительное искусство, информатика.

2- ая контрольная группа – факультет информатики. Специфика образовательной программы основана на изучении таких предметов, как: высшая математика, логика, физика, информатика, художественная литература, изобразительное искусство, история, современный русский язык.

3- ая контрольная группа – факультет учителей начальных классов. Специфика образовательной программы основана на изучении таких предметов,как: математика, русский язык, культура речи, художественная литература, изобразительное искусство.

На основе изученных выявленных мною специфик каждого взятого факультета, я могу сказать, что все три факультета все таки основываются на таком предмете ,как художественная литература. Поэтому целесообразно для выявления творческого мышления студентов использовать метод интерпретации художественного произведения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам студентов, необходимых для интерпретации художественного произведения:

• развитые представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; определенный читательский интерес, художественный вкус;

Страницы: 1 2


Отношение интеллекта и креативности
Первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуе ...

Особенности поведения демонстративных детей
Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимоде ...

Выводы
Таким образом, можно установить, что интерпретация осуществляется подсознательно и интуитивно, как результат вживания, переноса читателя во внутренний мир произведения, переживания особых эмоциональных состояний (то есть субъективированного восприятия). Интерпретация является формой художественной деятельности. Несмотря на то, что появ ...