Стресс и конфликты. Симптомы стресса.

Материалы по психологии » Понятие коллектива в психологии » Стресс и конфликты. Симптомы стресса.

В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психологического напряжения, отрицательного воздействуя на людей вызывая у них стресс. Формула стресса такова:

деятельность - перенапряжение – отрицательных эмоции.

Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы, Поэтому менеджер должен помнить механизмы и этого социально психологического явления для обеспечения эффективности управления.

Типичные симптомы стресса:

• Нервность и напряжение;

• Хроническое переживание;

• Не способность к отдыху;

• Чрезмерное употребление алкоголя или курения;

• Проблемы со сном;

• Чувство не способности справиться, с чем-либо; проблемы со здоровьем.

Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни.

Причинами стресса руководителя часто является:

· Хроническая нехватка квалификации рабочих;

· Затраты времени на личную обработку информации;

· Работа в слепую с большим риском;

· Замыкание всей информации на себе и др.

Человек на стресс реагирует по-разному. Имеются возможные реакции человека на стресс например:

1. Реакция стресса.

Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса, т.е.стресс. Чело­век сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равнове­сие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает до­вольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматиче­ских заболеваний.

2. Пассивность.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и орга­низм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежно­сти, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирова­ние и т.п.)

4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природную адаптацию че­ловеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее дейст­венная.

Оценка личности руководителя и психологических критериев эффективности у правле­ния.

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, харак­теристики, способности, черты личности.

Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, со­циально-экономический статус и образование руководителя.

Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.

Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и различных сферах жизни организа­ции, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятель­ность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятель­нее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявля­ется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению кол­лег, если в нём содержится рациональное зерно.


Стратегии поведения в конфликте
Каждый человек имеет чёткое представление о средствах разрешения конфликтов, основываясь на своём опыте и представлении относительно возможности преодоления разногласий с определённым партнёром (или группой). При этом каждый участник конфликта действует в зависимости от своих целей. Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте: ...

Возможности применения индивидуальной психологии Адлера в деятельности работника психолога
Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, а также соц ...

Обработка и интерпретация полученных данных
Частичная обработка данных психологического исследования по методике СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова была проведена в предыдущем разделе. Мною были составлены протоколы теста «20 определений» М. Куна, Т. Макпартленда и психогеометрического теста С. Делингера. По полученным мною данным, таблиц, графиков и ...