Особенности и требования темперамента в системе человек-человек

Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе.

К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Таким образом, профессии типа «Человек — человек» - это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством.

В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа.

Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

· Нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях;

· Нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т. д.

Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно. Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же должен себе ясно представлять.

Профессии системы человек-человек предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

• доброжелательность, отзывчивость;

• выдержка;

• умение сдерживать эмоции;

• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

• способность владеть речью, мимикой, жестами;

• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

• умение убеждать людей;

• аккуратность, пунктуальность, собранность;

• знание психологии людей.

Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе в профессии этого профессиях системы человек-человек:

· устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми;

· потребность в общении;

· способность мысленно ставить себя не место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей;

· умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;

· хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми;

· терпение.

Конечно, только перечисленных выше качеств недостаточно для успешной деятельности по профессиям и специальностям рассматриваемого типа. Необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства.

Согласно изложенному материалу мы можем сделать вывод о том, какой же тип темперамента подходит для профессий системы человек-человек.

Так как сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью, поэтому ему подходят руководящие должности. Сангвиники являются хорошими руководителями, умеющими найти общий язык со своими подчиненными.

Флегматик характеризуется уравновешенностью характера, поэтому можно предположить, что такие люди хорошо проявят себя в воспитательной деятельности, в частности в общении с детьми.

Меланхолик легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, а это наиболее важно в профессиях системы человек-человек. По-моему мнению, меланхолики хорошо чувствуют людей, но они мало стрессоустойчивы, и поэтому они могут хорошо себя проявить в профессии, такой как индивидуальные педагоги по музыке.


Вопросы собеседников и их психологическая сущность
Если человек хорошо знает себя, он уже мудрый. А. Сент-Экзюпери Информация не поступает к нам сама по себе, для ее получения необходимо задавать вопросы. Не следует бояться вопросов собеседников, так как они позволяют активизировать участников беседы и направить процесс передачи информации в необходимое русло. Вопросы предоставляют ...

Компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии
В этом разделе описаны компоненты методики разработанного нами когнитивно-поведенческого вмешательства по контролю паники. Далее в этой главе они объ­единены в пошаговую программу вмешательства. ...

Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование школьника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названным Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями. Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением отношений между взрослыми и д ...