Приложение. Четыре четверти, или Путь к идеальному темпераменту
Страница 1

Консультирует Лариса Геннадьевна Скоробогатова, Практический психолог высшей категории, руководитель маминой школы «Кенгуру» для будущих родителей

Темперамент нельзя изменить, но можно научиться его контролировать

В массовом сознании существует деление темпераментов на «легкие» и «трудные», «хорошие» и «плохие». Очень часто как достоинства, так и недостатки поведения человека мы объясняем его темпераментом. Так порой и говорим: «Что с него возьмешь? такой уж у него темперамент». Потому что никакой тип темперамента не обеспечивает человеку легкой жизни, и никакой тип темперамента не предохраняет его от трудностей и нарушений поведения. Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке и т.п. Один малыш, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой - возмущенно кричать, а третий спокойно заснет, не обращая внимания на неудобства. Оценить особенности взаимодействия растущего организма и окружающей среды является понятие «хорошего или плохого соответствия», которое ввели известные американские исследователи темперамента Александр Томас и Стелла Чесс.

«Хорошее соответствие» возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями ребенка. В этом случае психическое развитие и деятельность ребенка, скорее всего, будут здоровыми. Например, если родители, видя, что их ребенок обладает слабой нервной системой и тонкой душевной организацией, будут лояльно и с пониманием относиться к его эмоциональным реакциям, обидчивости и утомляемости. Они не будут требовать, чтобы он, пересиливая себя, из последних сил добивался успеха всегда и во всем. А если ребенок сангвиник и родители знают, что его интересы не очень устойчивы, он страстно увлекается чем-то одним, а потом разочаровывается в этом и увлекается с такой же страстью чем-то другим, то родители зная эту особенность ребенка, никогда не будут настаивать, чтобы он, во что бы то ни стало, продолжал заниматься опостылевшим ему делом.

«Плохое соответствие», с другой стороны, возникает, когда ребенок не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях у ребенка обычно наступает чрезмерный стресс, и вероятность развития поведенческих отклонений становится довольно высокой.

Как выяснить, что ребенок по своему темпераменту не соответствует предъявляемым ему требованиям? Как правило, такое несоответствие проявляется уже в первые годы жизни ребенка. Он отвергает новую пищу, незнакомых людей, непривычные места, громко протестует, не имеет четкого режима сна, питания и туалета, часто буйствует, капризничает. Если родители осознают, что в основе такого поведения лежит темперамент, и относятся к ребенку соответственно – предъявляют ему дружелюбные, мягкие, спокойные, но при этом последовательные требования, малыш постепенно научится приспосабливаться к разным условиям, научится себя вести в соответствии с требованиями родителей.

Если же родители не понимают, что происходит, то они будут обвинять либо себя («плохо воспитываем ребенка»), либо ребенка («неудачный ребенок»), либо и себя и ребенка. Многие из нас под воздействием таких чувств начинают совершать все больше и больше воспитательных промахов и, в конце концов, ощущают себя жертвами террора стороны своего малыша. И тут мы начинаем давить на своего ребенка, задабривать его или запугивать, наказывать, но сделать ничего не можем.

Необходимо понять, что трудности в детском поведении– не наша вина, и в то же время они не вызваны зловредными прихотями самого ребенка. Скорее всего, причина в том, что мы ожидаем или требуем от ребенка таких реакций, такого поведения, на которое он просто не способен в силу своего темперамента. В таких случаях холерика хотят видеть покладистым, сангвиника – спокойным и тихим, флегматика – подвижным и быстрым. Подавление темперамента – частая причина детской нервности. За подавление эмоций и темперамента современный человек платит ростом психосоматических заболеваний.

Маленькие дети находятся всецело во власти темперамента. Но они растут, усваивают уроки воспитания, берут пример со старших. Со временем они научаться терпеть. Проявлять силу воли или наоборот, отступать. И пусть не сразу, но они овладеют механизмами, которым под силу справиться с врожденной стихией темперамента.

Как выглядят «чистые» темпераменты.

Страницы: 1 2 3


Типы акцентуаций характера
Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко о ...

Формы и методы развития познавательного интереса старших школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосре ...

Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразите ...