Групповые формы работы с родителями
(краткий обзор основных направлений).
В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями в основном проводиться в рамках психологической консультации. Такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно.
В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке.
Как правило, психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наиболее известные из них:
Проведение родительских групп в значительной степени опирается на ряд общих принципов организации их работ. С. Славсон вводит понятие ”первичный кодекс группы”, включающее в себя три основных постулата:
1) предмет дискуссии-дети и способы взаимодействия с ними родителей.
2) все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины.
3) ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Коммуникативно-личностный опросник родителей.
Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не ...
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем д ...
О прогнозе пограничных психических расстройств
(Обзор литературы)
Считается, что диагностика в психиатрии призвана "не только идентифицировать то или иное состояние , но и определить его прогноз" (Семичев С.Б., 1985), а "прогноз должен стать таким же обязательным слагаемым каждой истории болезни, как и диагноз" (Лихтерман Л. Б. и соавт., 1993). Адекватное прогно ...