Коррекционные родительские группыСтраница 1
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель-ребенок", обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.
Причины неэффективного родительского отношения:
педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
ригидные стереотипы воспитания;
личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.
Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы.
Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы - лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
Основной метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. "Обоснование метода: семья - целостная система. И именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. "Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе.
В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 4 часов. Весь курс - 10 занятий (40 часов). Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Примерная программа занятий с родителями:
А. Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей, проблем, запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп психологом.
Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях):
Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?
Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания - в обучении или общении? Нравственные основы родительства.
Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок мешает нам жить? Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент проигрывания ролей).
В. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материала проигрывания.
Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление.
Привнесение добавочного, неадекватного эффекта в общении с детьми. Эмоциональные "счета" ребенку.
Как мы наказываем детей. Роль ярлыков. Когда наказывать детей?
Г. Следующие материалы складываются под влиянием данных, полученных в детской группе.
На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.
Реализация на практике и дополнительные меры
После завершения фазы конфронтационного тренинга пациент должен начать последовательно изменять тревожное и избегающее поведение в повседневной жизни. Здесь могут потребоваться дополнительные меры, например, общий тренинг решения проблем (Kaiser & Hahlweg, 1996) или тренинг социальных навыков (Pfingsten & Hinsch, 1991) при хрони ...
Упражнения, направленные на развитие воображения
Незаконченные фигуры
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребё ...
Особенности психического состояния и поведение больных
Все авторы, когда-либо занимавшиеся анализом психического состояния больных детей отмечают, что заболевший ребёнок отличается от здорового. По данным Э.Р. Карлсон ,у него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным и т.д. (Карлсон Э.Р., 1965). Иногда у больного ребёнка появляются упорные мысли ...