Понятие «тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском
возрастеСтраница 2
В психологической науке сложилось несколько теорий, объясняющих причины появления тревожности.
Биологическая теория. В результате многочисленных исследований значения лимбической системы у животных была установлена ее важнейшая роль в тревожном поведении, а также роль коры головного мозга в контроле проявлений тревожности. Действие коры головного мозга при осуществлении этого контроля зависит главным образом от жизненного опыта индивида, в особенности от социальных условий в период его развития (Попова Н.М., 2001).
Генетическая теория. Семейные исследования показали, что биологические потомки взрослых с тревожными расстройствами более склонны в детстве страдать по поводу тревоги. Наблюдается связь между тревожным расстройством при изоляции и депрессией у детей, поэтому некоторые психотерапевты рассматривают это расстройство как вариант депрессии (Попова Н.М., 2001).
Психосоциальная теория. Во время проведения обширных исследований в Чикаго Аэрон выявил черты детей, пользующихся репутацией жестоких, а вместе с тем – особенности их родителей и условия, в которых им приходится жить. Он отметил, что жестокие дети – это, как правило, дети, которых не любят и которые мало интересуются школьными делами. Их легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов со сценами насилия, которые они смотрят по телевидению и героям которых подражают. И, наоборот, дети, живущие с тревожными, неуверенными, склонными к унынию родителями, в дальнейшем также имеют тревожно-фобические проявления.
Маленькие дети, незрелые и зависящие от опекающих их лиц, особенно склонны к тревоге, связанной с изоляцией. В связи с тем, что дети переживают ряд страхов в период развития – страх быть униженным, страх потерять мать, страх перед своими импульсами, страх потерять какую-либо часть тела или его целостность, а также страх наказания Суперэго, - большинство уже имели опыт кратковременной тревоги изоляции, основанный на том или ином страхе. Однако расстройство в виде хорошо очерченной тревоги изоляции наиболее часто встречается у маленьких детей. У них наблюдается анаклитическая депрессия, или депрессия, связанная с потерей матери. Когда наступает необходимость разлучаться с родителями (поездка к родственникам, стационарное лечение, посещение школы), развивается синдром фобии, или отказ от определенных действий.
Таким образом, синдром типичен для детского возраста, особенно в легких формах, не требующих вмешательства психолога. Только когда синдром полностью развивается и препятствует адаптации, возникает необходимость в консультации психолога и, возможно, врача (Попова Н.М., 2001).
Теория обучения. Согласно концепции таких теоретиков, как Бандура, большинство особенностей нашего поведения развивается в основном путем подражаниям моделям. Фобическая тревожность может передаваться от родителей к детям. Например, родители, которые съеживаются от страха во время грозы, учат тому же детей; родитель, который боится мыши или насекомого, передает этот страх ребенку. И, напротив, родитель, который сильно гневается, если ребенок обнаружил боязнь к животному, может вызвать у него страх из-за этого сильного гнева (Попова Н.М., 2001).
Таким образом, изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
Счастье – в нестяжании богатства и власти.
Понятие «счастье» в русской психологии и ментальности не связано с обладанием властью и материальности народа.
В сказке «Скорый гонец» (Афанасьев, 1992 б. С. 158) два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело – постройку моста калинового через болото. Старший брат просит денег, средний хлеба на век, а младший С ...
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Коммуникативно-личностный опросник родителей.
Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю
Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не ...
Пограничные психические расстройства: современное состояние проблемы
Поиск универсальной модели, объясняющей причины возникновения и характер течения пограничных психических расстройств, привел к появлению разнообразных концепций, многие из которых стали неотъемлемым элементом современной культуры. Так, З.Фрейд считал (1991), что симптомы чаще формируются вследствие подавления сексуальной жизни, К.Юнг по ...