Философская созерцательность и метафизичность поступков.
Страница 2

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Философская созерцательность и метафизичность поступков.

Далее старуха указывает Ивану-царевичу, где взять богатырского коня: в необычном месте под землей, за чугунной доской на двенадцати замках. В этом эпизоде важный смысл. Часто в состоянии кризиса, неразрешимых проблем человек ищет и не может найти решение, потому что видит только пути выхода в пределах своего опыта, то есть в пределах прошлой жизни. В ситуации «нет выхода!» выход, как правило, - это действие, не выписывающееся из прошлого опыта, это метафизический прорыв. Сказка показывает и более – стереотипы опыта закрывают герою уши даже тогда, когда выход или помощь ему идет в руки, персонально предлагается. Нужно переходить через представления состоявшегося опыта при решении необычных проблем, то есть принципиально новые проблемы требуют своего нового опыта и не могут решаться на основе опыта прошедшего, - это и есть основной глубокий метафорический философский смысл описанного эпизода.

Образы, встречающихся на пути героев – стариков и старух, конечно, олицетворяют мудрость, к которой сказка призывает прислушаться. Важность обращения к мудрости показывается через преодоление обыденных взглядов героев. В сказке «Морской царь и Василиса премудрая» (Афанасьев, 1992 б. С. 87-96) описывается, например, такой эпизод: «Стал царевич искать перстень, идет по берегу, и попадается ему навстречу старушка:

¾ Куда идешь Иван-царевич?

¾ Отвяжись, не докучай, старая ведьма! И без тебя досадно.

¾ Ну, оставайся с Богом!

И пошла старушка в сторону, а Иван-царевич пораздумался: «За что обругал я старуху? Дай, ворочу ее; старые люди хитры и догадливы! Авось что и доброе скажет». Этот поворот в мыслях и действиях царевича, - по сути, поворот к мудрости – приносит ему спасение. Кроме того, в русской сказке часто повторяется мысль: «Ложись-ка спать; утро вечера мудренее» (см., например, сказку «Мудрая жена» (Афанасьев, 1992 б.С. 81), в которой утверждается принцип «несуетливых размышлений» (6, 123).

Страницы: 1 2 


Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Цель данного исследования – проанализировать личностную сферу студента в процессе межличностных отношений, возникающих в группе. Задачи данного исследования следующие: - выявить представления субъекта о себе и идеальном «Я» при взаимоотношениях в группе (на основе межличностных отношений); - оценить состояние личности и атмосферу при ...

Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Произвол ...

Госпитализация как психотравмирующий фактор
Во время госпитализации ребёнок отрывается от привычной обстановки и близких людей, а, кроме того, он становится объектом болезненных манипуляций и процедур, его ограничивают в движениях и общении. Существенным фактором является то, что в стационар поступает соматический больной, т.е. ребёнок, имеющий меньше резервов для приспособления, ...