Неприятие схем жизни. Сила слова и духа по отношению к физическому.

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Неприятие схем жизни. Сила слова и духа по отношению к физическому.

Неприятие схем жизни.

В русской сказке выражается идея поиска решений проблемы, обретения смысла жизни и счастья прорывом через здравый смысл и обыденный опыт. Это уже видно по сказанному выше. Такой подход русского народа к жизни предполагает и порицание принципов жизни по схемам. Показательная сказка для иллюстрации этого – «Набитый дурак» (Афанасьев, 1992 в. С.116-117), в которой мать старуха (старуха, как образ мудрости) говорит сыну: «Ты бы, сынок, пошел около людей потерся, да ума набрался». Сын слушается совета и буквальным образом начинает тереться о работников, молотящих горох. Работники побили его цепами. Сын возвращается к матери, и она дает ему совет, как надо было поступить: «Ты бы сказал им: Бог помочь, добрые люди! Носить бы вам – не переносить, возить бы – не перевозить!» Сын слушается совета, и когда встречает похоронное шествие, кричит то, что ему сказала мать, за что его опять побили; и т.п. В итоге дураку «порядком бока помяли». В данном случае неприятие схем жизни показано через героя, который в буквальном смысле набитый дурак, а не необычный дурак-мудрец.

Сила слова и духа по отношению к физическому.

В сказке «Лиса, заяц и петух» (Афанасьев, 1992 а. С.10-12) – лиса выгнала зайца из норки. После этого все сильные телом звери: собаки, медведь, бык пытались помочь зайцу, но всякий раз пугались слов лисицы: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» В противоположность этому обычная жертва лисиц – петух, который заведомо слабее лисицы телом, словами: «Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!», вынуждает лисицу убежать из заячьего дома. В этой сказке есть одновременно психологический и философский смысл: психологический – утверждение о превосходстве силы духа над физической силой; философский – приоритет и сила «слова» по отношению к физическому в мире. Все эти смысловые уровни содержатся в сказке, хотя первичный смысл – это значимость сильного характера в жизни (6, 126).


Женщин
Описывая модели поведения женщин, Шихи попыталась представить эти модели поведения в хронологической последовательности, начав с наиболее традиционных. Заботливые. Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки. Или-или. В двадцатилетнем возрасте чувствуют н ...

Позволительные и непозволительные уловки
Во время дискуссии спорщики нередко попадают в затруднительное положение и пытаются найти какой-то выход из него. Разберем наиболее типичные ситуации. Например, один участник дискуссии привел довод, на который сразу трудно найти ответ, поэтому другой участник дискуссии старается незаметно для оппонента "оттянуть возражение". ...

Влияние вмешательства по поводу паники на агорафобию
Еще одним важным вопросом является влияние когнитивно-поведенческой пси­хотерапии при паническом расстройстве на проявления агорафобии. Способно ли нацеленное на панику вмешательство само по себе оказать воздействие на агора­фобию и есть ли смысл сочетать такое вмешательство с поведенческой терапией in vivo для получения лучших результа ...