Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Страница 1

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.

Путь к счастью через терпенье.

Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да нечего делать – взял в жены лягушку». После этого Иван-царевич стал убеждаться в необыкновенных качествах своей жены и, наконец, понял, что она может сбрасывать на время свою шкурку и становиться девицей-красавицей. Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку своей жены и тем самым нарушает ход событий, в результате которых она была бы расколдована. Лягушка так говорит своему супругу: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел, твоя бы я была, а теперь Бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так возможно при смирении и терпении. Эта сказка выражает принципиально важную для каждого человека мудрость, которую можно вкратце выразить: «Не торопись жечь лягушачью шкурку!»

В сказке «Перышко Финиста ясна сокола» (Афанасьев, 1992 б. С.107-115) младшая дочь просит отца купить им платья. По смыслу это желание счастливого будущего с суженым женихом. В итоге младшая дочь выходит замуж за царевича – Финиста ясного сокола, но перед этим она долго его ищет, после того как сестры от зависти и хитростью изгнали его. Сверхтрудность достижения счастья так описывает жених девицы: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве, прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня добра молодца!»

Здесь русская сказка выражает мудрость народа, что большое счастье возможно, но для его достижения нужно иметь надежду и волю пройти многие испытания. И вновь русская сказка развеивает миф о том, что в характере русских заложена бездеятельность.

Счастье не в достатке, а в духовной свободе.

В общем виде эта мысль содержится в сказке «Несмеяна-царевна» (Афанасьев, 1992 б. С. 208-211), где говорится: «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». В этой сказке описывается работник, которому хозяин после года работы дает мешок денег со словами: «Бери, сколько хочешь!» При этом: «работник подошел к столу и думает: как бы перед Богом не согрешишь, за труды лишнего не положить? Выбрал только одну денежку». Но и эту денежку работник оборонил в колодец. На это работник думает: «Все Бог посылает; Господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последнее отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!» В итоге именно он возвращает Несмеяне радость жизни (счастье), развеселив ее проделками своих друзей: мышки, жука и сома. Сказка учит, что только хороший человек, не опечаленный от пресыщенности и, может быть и счастлив сам и дать счастье другим.

В сказке «Царевна-змея» (Афанасьев, 1992 б. С. 182-180) казак попадает в «оловянный замок», где исполняются все его желания, но никого нет рядом. Идея свободы в духе русского народа выражена в следующем эпизоде: «Долго-долго оставался казак в оловянном замке, и взяла его скука смертная: шутка ли – завсегда один-одинешенек! Не с кем словечка перекинуть. С горя напился он пьян, и вздумалось ему ехать на вольный свет, только куда не бросится – везде стены высокие, нет ни выходу, ни входу». Только с помощью волшебных сил и личного геройства казак обрел свободу.

Страницы: 1 2


Структурно-логическая схема
Диагностика агрессивности Задание 3. Список ученых разрабатывавших данную проблему № п/п Ф. И.О. психолога Годы жизни Вклад в науку 1. Б. Брайклин, З. Пиотровский Э. Вагнер Разработали тест диагностики агрессивности, названный тест руки Вагнера. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения ...

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрес ...

Жаркраль.
Это сказка про одного динозавра, который всю жизнь хотел летать. Глядя на голубое небо, на его глубину и красоту, на Солнышко, на птиц, которые парили в воздухе так легко и быстро, он мечтал о том, что настанет когда-нибудь момент, и он воспарит в воздухе, проникнется в тайны облаков, солнца, неба. Он любил смотреть на небо, любил мечта ...