Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.
Страница 1

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » Путь к счастью через терпенье. Счастье не в достатке, а в духовной свободе.

Путь к счастью через терпенье.

Одна из самых мудрых русских сказок «Царевна-Лягушка» (Афанасьев, 1992 б. С. 177-181). В сказке младшему сыну царя – Ивану-царевечу выпало в невесты взять лягушку. «Иван-царевич призадумался и заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить – не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да нечего делать – взял в жены лягушку». После этого Иван-царевич стал убеждаться в необыкновенных качествах своей жены и, наконец, понял, что она может сбрасывать на время свою шкурку и становиться девицей-красавицей. Иван-царевич от нетерпения сжигает лягушачью шкурку своей жены и тем самым нарушает ход событий, в результате которых она была бы расколдована. Лягушка так говорит своему супругу: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел, твоя бы я была, а теперь Бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». Только пройдя большой путь испытаний, Иван-царевич возвращает свое счастье, которое было так возможно при смирении и терпении. Эта сказка выражает принципиально важную для каждого человека мудрость, которую можно вкратце выразить: «Не торопись жечь лягушачью шкурку!»

В сказке «Перышко Финиста ясна сокола» (Афанасьев, 1992 б. С.107-115) младшая дочь просит отца купить им платья. По смыслу это желание счастливого будущего с суженым женихом. В итоге младшая дочь выходит замуж за царевича – Финиста ясного сокола, но перед этим она долго его ищет, после того как сестры от зависти и хитростью изгнали его. Сверхтрудность достижения счастья так описывает жених девицы: «Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве, прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня добра молодца!»

Здесь русская сказка выражает мудрость народа, что большое счастье возможно, но для его достижения нужно иметь надежду и волю пройти многие испытания. И вновь русская сказка развеивает миф о том, что в характере русских заложена бездеятельность.

Счастье не в достатке, а в духовной свободе.

В общем виде эта мысль содержится в сказке «Несмеяна-царевна» (Афанасьев, 1992 б. С. 208-211), где говорится: «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». В этой сказке описывается работник, которому хозяин после года работы дает мешок денег со словами: «Бери, сколько хочешь!» При этом: «работник подошел к столу и думает: как бы перед Богом не согрешишь, за труды лишнего не положить? Выбрал только одну денежку». Но и эту денежку работник оборонил в колодец. На это работник думает: «Все Бог посылает; Господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последнее отнимает. Видно, я худо рачил, мало трудился, теперь стану усердней!» В итоге именно он возвращает Несмеяне радость жизни (счастье), развеселив ее проделками своих друзей: мышки, жука и сома. Сказка учит, что только хороший человек, не опечаленный от пресыщенности и, может быть и счастлив сам и дать счастье другим.

В сказке «Царевна-змея» (Афанасьев, 1992 б. С. 182-180) казак попадает в «оловянный замок», где исполняются все его желания, но никого нет рядом. Идея свободы в духе русского народа выражена в следующем эпизоде: «Долго-долго оставался казак в оловянном замке, и взяла его скука смертная: шутка ли – завсегда один-одинешенек! Не с кем словечка перекинуть. С горя напился он пьян, и вздумалось ему ехать на вольный свет, только куда не бросится – везде стены высокие, нет ни выходу, ни входу». Только с помощью волшебных сил и личного геройства казак обрел свободу.

Страницы: 1 2


Возможность уйти/длительное пребывание в ситуации
Продолжение экспозиции in vivo до уменьшения тревоги — золотое правило в со­ответствии с моделью угасания страха. Аналогичным образом тео­рия переработки эмоций, предложенная Фоа и Козаком, гла­сит, что для получения стойкого результата необходима активация страха с по­следующим его уменьшением непосредственно на сессии. В соответствии ...

Исследование стрессоустойчивости группы.
Прежде чем исследовать стрессоустойчивость группы проведем тест. 1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. 2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. 3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен. 4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы мо­ ...

Сказка о Сигме.
В одной маленькой стране жил грустный зверек, и звали его Сигма. Он был всегда один. Другие звери почти не замечали его или не хотели замечать. Сигма был не такой как все, может быть, поэтому на него не обращали внимания, или просто об этом никто не догадывался. Сигма очень любил узнавать что-нибудь новое и делиться этим с другими. А д ...