Методика диагностики межличностных отношений Т. ЛириСтраница 1
Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представителей субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью этой методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений чаще других выдвигаются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом среди основных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: «оценка и сила». По многолетним исследованиям Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованных тремя осями: «доминирование-подчинение», «дружелюбие-недружелюбие», «эмоциональность – аналитичность».
Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная («доминирование- подчинение») и горизонтальная («дружелюбие- враждебность») осей.
Ниже приведены полученные результаты См. Табл. (1-2).
Таблица 1. Диагностика межличностных отношений в коммерческой организации
Автор-ный |
Нез.дом |
Агрессивный |
Недов.ск |
Пок.заст. |
Зависимый |
Сотрудн |
Альтруист | |
1 |
13 |
10 |
10 |
9 |
11 |
7 |
7 |
9 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
0 |
2 |
5 |
6 |
3 |
4 |
0 |
1 |
4 |
5 |
6 |
8 |
6 |
2 |
0 |
2 |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
2 |
1 |
5 |
5 |
4 |
6 |
6 |
7 |
4 |
4 |
1 |
2 |
2 |
6 |
7 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
8 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
8 |
7 |
9 |
7 |
5 |
4 |
7 |
4 |
4 |
4 |
2 |
10 |
4 |
7 |
2 |
3 |
1 |
3 |
8 |
5 |
11 |
9 |
5 |
6 |
1 |
3 |
3 |
8 |
10 |
12 |
11 |
6 |
6 |
2 |
6 |
8 |
5 |
7 |
13 |
5 |
3 |
4 |
3 |
0 |
5 |
8 |
4 |
14 |
5 |
4 |
7 |
8 |
14 |
11 |
11 |
11 |
15 |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5,66667 |
4,733333 |
4,666667 |
4,266667 |
4,133333 |
4,2 |
5,2 |
5,066667 |
Практические рекомендации
1. При проведении первичной диагностики пограничных психических расстройств в психиатрических отделениях военных госпиталей целесообразно, наряду с указанием развернутого клинического диагноза (феноменологическая диагностическая ось), оценивать выраженность нарушений (уровневая ось) и индивидуально-личностные особенности, отражающие ада ...
Методики
1. Задания с предметами быта:
Цель: выявить усвоение ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимости действий.
а) Стимульный материал: набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом ит. д. Попросить ребенка показать предме ...
Приложения
Приложение 1
Таблица 2.
Два подхода к формированию организационной культуры лидерами.
Административная
культура
Организационные перемены
Предпринимательская культура
Извне
Система контроля
Изнутри
Собственник процесса
Отношения собственности
Собственник имущества
Ждет момента
Отношение ...