СтыдСтраница 1
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике [9].
Дарвин и многие другие исследователи стыда отмечали, что, стыдясь, человек испытывает повышенные чувства самосознания, самопонимания, самоконтроля. При стыде все сознание человека заполняется им самим. Он осознает только себя или те черты, которые кажутся ему сейчас неадекватными, неприличными. Как будто что-то, скрываемое от посторонних глаз, неожиданно оказалась выставленным на всеобщее обозрение. В то же время чувствуется общая несостоятельность, некомпетентность. Люди забывают слова, делают неверные движения. Стыдящийся человек нередко заикается, становится неуклюжим, преувеличенно гримасничает. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. Стыдясь, человек видит в других источник насмешки и презрения.
Некоторые исследователи считают, что только те препятствия вызывают стыд, которые предопределяют неудачу в отношении Я - идеала, стыд возникает только при наличии эмоционального контакта с другим человеком, чьи мнения и чувства значимы для индивида. Презрение, насмешка могут активизировать чувство стыда. Дарвин считал, что стыд наиболее часто вызывается критикой, но может возникнуть и в ответ на похвалу.
Так же как и с остальными эмоциями. Для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. То, что вызывает у одного стыд, другого будоражит, третий сердится и становится агрессивным, у кого-то появится страх и сострадание. Даже один и тот же человек в одной ситуации лишь испытывает стыд, а при несколько изменившихся условиях даст другую реакцию.
Так как эмоции - продукт эволюционно-биологического наследства, естественно сделать вывод о том, что каждая эмоция выполняет врожденно адаптивную функцию в развитии человечества. Приспособительную роль некоторых эмоций понять довольно легко, но роль стыда не так очевидна. Стыд, возможно, выполняет некоторые жизненно важные функции для индивида. Прежде всего, стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих, что направлено на сближение сообщества. Избегание стыда может быть довольно мощным мотивом поведения. Сила его определяется тем, насколько высоко человек ценит свое достоинство и честь. Угроза стыда даже заставляет множество людей рисковать своей жизнью. Кроме того, причиной закрепления стыда в эволюции была его роль в развитии навыков и умении, необходимых для выживания индивида и общества. Во избежание стыда от осознания своей бесполезности индивид развивает свои способности. Индивиды с более высокими и разносторонними способностями содействуют процветанию и усилению жизнеспособности общества. Увеличивая чувствительность индивида к мнениям и чувствам других, стыд способствует социальной ответственности. Кроме того эмоция стыда играет роль в регуляции сексуальных отношений и в облегчении развития умения и компетентности.
Противоборство и победа над стыдом могут увеличивать чувство личностной идентичности и свободы. Для борьбы со стыдом люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Часто переживаемый стыд может вести к страданию и депрессии.
Интерпретация как форма художественной деятельности личности
Характеристика читательской интерпретации литературного произведения различается в зависимости от рассмотрения её в двух аспектах: как особой формы познания и как элемента художественной деятельности личности. Согласно первой, интерпретация является результатом процесса понимания. Понимание интерпретации литературного произведения – как ...
Адаптивные характеристики личности
Детальное описание процесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость в проблему изучения адаптивных свойств личности. Понятие адаптивного потенциала широко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистских концепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптации индивида в обществе ...
Реализация на практике и дополнительные меры
После завершения фазы конфронтационного тренинга пациент должен начать последовательно изменять тревожное и избегающее поведение в повседневной жизни. Здесь могут потребоваться дополнительные меры, например, общий тренинг решения проблем (Kaiser & Hahlweg, 1996) или тренинг социальных навыков (Pfingsten & Hinsch, 1991) при хрони ...