ВведениеСтраница 1
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Поэтому важно знать, что такое «время», как оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время.
Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день - другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.
Экспериментально установлено, что оценка времени достаточной мере зависит от личностных и характерологических особенностей человека, от его восприятия наполняющих данный временной интервал событий. Отношение человека к предметам или явлениям, позитивное или негативное их восприятие изменяет течение его внутреннего времени.
Актуальность исследования проблемы, прежде всего, обусловлена тем, что восприятие времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Существует целый ряд профессий, в которых точность восприятия времени особенно важна, например, профессии оператора, управляющего сложным техническим устройством (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.), от точности и быстроты реакций которого нередко зависит жизнь людей. С увеличением числа технических средств в мире увеличивается и риск техногенных катастроф, решающим фактором в которых оказывается человеческий. Повышается и уровень ответственности за каждое принятое решение, и не каждый человек по своим личностным характеристикам способен справиться с новыми требованиями, выполнять необходимые действия безошибочно.
Научная новизна. До настоящего времени не проводились исследования, направленные на изучение искажения восприятия коротких временных интервалов в зависимости от личностных особенностей человека.
Практическая значимость. Многолетние исследования Элькина и Цуканова позволяют сделать вывод о существовании прямой связи между восприятием времени и деятельностью человека: чем точнее человек оценивает временные интервалы, тем успешнее его деятельность. Справедливо и обратное утверждение. Проведенные на спортсменах опыты позволили экспериментально доказать, что повышение точности восприятия времени способствует совершенствованию спортивного мастерства. Истинная ценность времени открывается человеку только тогда, когда он обретает умение приспосабливать свою деятельность к внешним изменениям с минимальной ошибкой. В этом и заключается искусство овладения временем. [28].
Спор, его цели и подходы
Читая некоторую психологическую литературу можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что «выяснение» отношений про ...
Пути развития памяти у дошкольников. Пути
развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.
Дальнейшее развити ...
Психологические основы неправильного воспитания ребенка
В специальной литературе можно обнаружить бесконечное множество психологических признаков деструкции семейных взаимоотношений: отсутствие четких личностных границ каждого из членов семьи; явное и скрытое отвержение членами семьи друг друга; многообразные проявления насилия, в том числе и родительские директивы; низкая психологическая ку ...