Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников
Страница 1

Материалы по психологии » Профессионально важные психологические качества личности, влияющие на профессиональный рост сотрудников коммерческих организаций » Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.

Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним из узловых в проблематике системогенеза деятельности. Его изучение позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Б.Г.Ананьевым, Б.М.Тепловым, А.А.Смирновым, А.Б.Брушлинским и другими отечественными психологами. Согласно данному принципу, «совместная, исторически развивающаяся деятельность людей (первично всегда практическая) обусловливает формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения» [3. с.30]

Анализ научной литературы показывает, что существует несколько подходов к пониманию профессионального роста. В широком смысле профессиональный рост определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах (семейной, трудовой, досуговой). При этом профессиональный рост представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности[2]. В узком смысле данное понятие связывается с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности[3].

Однако большинство авторов сходятся в том, что наиболее существенной сущностной составляющей понятия «профессиональный рост» является продвижение, т.е. движение вперед. В литературе применяются и такие дефиниции, как рост, достижение, переход и т.п., что, по сути, опять-таки означает продвижение. В этом отношении профессиональный рост - это процесс, который определяется как прохождение, последовательность смены определённых состояний.

Такое понимание профессионального роста ориентирует на соответствующий методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция современной науки изучать именно процессы, а не стабильные состояния.

Поэтому в основу своего исследования мы положили понимание профессионального роста как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

С этих позиций нами определяется подход к исследованию процесса профессионального роста, выявлению его специфики и основ стратегического управления им.

Как известно, тип процесса дает представление об особенностях его возникновения, направленности и внутренней организованности, внешних связях, взаимодействиях и взаимопереходах по отношению к другим процессам. На начальном этапе исследования модели процесса профессионального роста целесообразна его типизация по форме, отражающей в основном направленность и последовательность изменений уровня жизнедеятельности человека.

Как подчеркивает К. К. Платонов, идеальная форма процесса профессионального роста - это развитие по восходящей (прогрессивный тип). Каждая последующая стадия изменений в этом процессе отличается от предыдущей более высоким уровнем способностей и возможностей жизнедеятельности[4]. Движущими силами такого перехода являются:

Страницы: 1 2 3 4 5


Воля как характеристика сознания
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание - это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. Произвол ...

Типы корпоративных культур
Как мы видим, корпоративная культура явление очень многогранное, имеющее достаточно сложную структурную организацию, а потому ряд авторов предложили типологию корпоративных культур. Модель английского специалиста в области менеджмента Ч. Хэнди (2000) описывает четыре идеальных типа корпоративной культуры: 1) «Культура власти (или сете ...

Приемы воздействия на участников спора
Знание психологии собеседников помогает подыскать наиболее убедительные для них аргументы, построить правильную стратегию поведения в споре, выбрать наиболее эффективную тактику. Подбирая те или иные доводы, нужно заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум слушателей, но и на их чувства. Вы, наверное, замечали, что е ...