Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников
Страница 2

Материалы по психологии » Профессионально важные психологические качества личности, влияющие на профессиональный рост сотрудников коммерческих организаций » Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников

n рациональное использование профессиональных способностей личности в интересах достижения целей организации;

n своевременное обеспечение потребностей организации кадрами требуемого уровня квалификации и профессионального опыта;

n создание эффективных стимулов для трудовой отдачи членов коллектива;

n обеспечение относительно стабильного состава трудового коллектива, способного аккумулировать профессиональный опыт и традиции организации;

n обеспечение возможностей самореализации личности в сфере управления;

n достижение более высокого должностного статуса;

n получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;

n развитие профессиональных способностей.

Таким образом, движущими силами профессионального роста личности можно считать «систему объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые профессионально важные свойства и качества личности»[5].

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.

В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

По критерию «отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности» Т.В. Кудрявцев[6] выделяет четыре стадии:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений.

2. Профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности.

3. Вхождение в профессию, активное освоение профессиональной деятельности и нахождение себя в производственном коллективе.

4. Полная реализация личности в профессиональном труде.

По критерию «профессионального ориентирования» обоснована следующая периодизация (Е.А. Климов):[7]

n оптация - период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

n адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней;

n фаза интернала - приобретение профессионального опыта;

n мастерство - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

n фаза авторитета - достижение профессионалом высокой квалификации;

n наставничество - передача профессионалом своего опыта.

По критерию «уровня профессионализма личности» открыты 5 уровней и 9 этапов обсуждаемого процесса (А.К. Маркова)[8]:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.

По критерию «профессиональной зрелости» представлены пять следующих этапов (Дж. Сьюпер):

Страницы: 1 2 3 4 5


Приложения
Приложение 1 Таблица 1. Характеристика избирательных взаимоотношений детей в группе № п/п Дети, которые выбирали Общ. количест-во выборов Число взаимных выбо-ров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 Аубекова Ж. + + + 2 - ...

Изучение отношений участников взаимодействия
Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определённой степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия даёт косвенное представление о самом процессе взаимодействия. Одни методические процедуры, так ...

Основные компоненты структуры темперамента
Свойства нервной системы - это понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия физической и социальной среды. По мнению Павлова, существует три основных свойс ...