Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников
Страница 2

Материалы по психологии » Профессионально важные психологические качества личности, влияющие на профессиональный рост сотрудников коммерческих организаций » Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников

n рациональное использование профессиональных способностей личности в интересах достижения целей организации;

n своевременное обеспечение потребностей организации кадрами требуемого уровня квалификации и профессионального опыта;

n создание эффективных стимулов для трудовой отдачи членов коллектива;

n обеспечение относительно стабильного состава трудового коллектива, способного аккумулировать профессиональный опыт и традиции организации;

n обеспечение возможностей самореализации личности в сфере управления;

n достижение более высокого должностного статуса;

n получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы;

n развитие профессиональных способностей.

Таким образом, движущими силами профессионального роста личности можно считать «систему объективных требований к ней, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые профессионально важные свойства и качества личности»[5].

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.

В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

По критерию «отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности» Т.В. Кудрявцев[6] выделяет четыре стадии:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений.

2. Профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности.

3. Вхождение в профессию, активное освоение профессиональной деятельности и нахождение себя в производственном коллективе.

4. Полная реализация личности в профессиональном труде.

По критерию «профессионального ориентирования» обоснована следующая периодизация (Е.А. Климов):[7]

n оптация - период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

n адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней;

n фаза интернала - приобретение профессионального опыта;

n мастерство - квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

n фаза авторитета - достижение профессионалом высокой квалификации;

n наставничество - передача профессионалом своего опыта.

По критерию «уровня профессионализма личности» открыты 5 уровней и 9 этапов обсуждаемого процесса (А.К. Маркова)[8]:

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности.

4. Непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.

5. Послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.

По критерию «профессиональной зрелости» представлены пять следующих этапов (Дж. Сьюпер):

Страницы: 1 2 3 4 5


Трансактный анализ
Теории трансактного анализа применяли а работе с родителями такие психологи как, К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е.В. Сидоренко. Техника работы в русле трансактного анализа предполагает освоение основных понятий этого теоретического направления и перенесение их на семейную почву. Работа в группах предполагае ...

Программа А.У. Хараша
А.У. Хараш отмечает, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особенности диалогического общения следующие: равенство позиции воспитателя и воспитанника, при котом осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позицию другого отсутствие оценок, п ...

Человек мыслящий
«В явлениях природы есть формы и ритмы, недоступные глазу созерцателя, но открытые глазу аналитика». Р. Фейнман Слова Рене Декарта: "Мыслю, значит, существую!", ясно показывают необходимость понимания специфики мыслительных процессов, с такой очевидностью показывающих уникальность человеческой психики. Если вопрос о сенсорн ...