Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера
Страница 1

Материалы по психологии » Особенности восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера » Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса акцентуаций характера, необходимо прояснить, что скрывается за самим термином «характер», а также в чем его отличие от индивидуальных черт личности в теоретических разработках Карла Леонгарда. [23].

Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом «обыденном» смысле можно говорить о плохом или хорошем характере, о благородном или низменном и т.п. Часто в общении люди могут назвать человека бесхарактерным, подразумевая этим, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение, что все его поступки хаотичны и не носят индивидуального, строго определенного только для этого человека отпечатка.

Но вернемся к научному определению данного термина. Так что же такое характер? В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». [20]. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Индивидуальность человека проявляется в особенностях протекания его физиологических и психических процессов (режимы сна-бодрствования, способности к запоминанию, длительному сосредоточению внимания и.т.д.), в особенностях темперамента, и, естественно, в особенностях характера. Таким образом, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Карл Леонгард в своей работе «Акцентуированные личности» в первую очередь употреблял термин «черты личности», а не характера. Однако в данный термин он вкладывал понятие врожденных особенностей человека, которые получают развитие исключительно под воздействием внешней среды. «И склонности, и направленность интересов человека исходят извне. В какую сторону направлены честолюбивые помыслы человека, зависит исключительно от внешних стимулов. Двое одинаково честолюбивых людей могут быть злейшими врагами в силу того, что ставят себе прямо противоположные цели. По-разному может быть направлено и чувство долга. Какое именно направление избирается человеком, во многом зависит от общества, в котором он живет. Точно так же врожденная направленность интересов и склонностей ни в коей мере не препятствует воспитательному воздействию. Более того, именно врожденная направленность и есть основа воспитания, без нее воспитание вообще невозможно. Если бы в человеке не была заложена тенденция к формированию чувства долга, то при помощи воспитания нельзя было бы побудить его делать одно и не делать другого». [23, 65].

Личко А.Е. уточнил этот термин, так как личность, по его мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий, и предложил заменить термин «личность» на «характер» как составную часть личности, в большей степени обусловленную социально, а значит поддающуюся влиянию и измерениям. Таким образом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязви­мость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим. [22]

Однако, достаточно проблематичен в решении вопрос о разделении естественных черт индивидуальности человека и акцентуаций характера, носящих более негативный отпечаток. По Леонгарду, «акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние». [23]. Можно говорить об акцентуациях как о среднем звене между индивидуальными чертами характера, являющимися нормой в развитии каждого человека, и патологическими чертами, развивающимися вследствие врожденных или приобретенных изменений психики человека.

Акцентуированные черты характера не являются патологическими. В противном случае, нормальным человеком можно было бы считать лишь некоего среднего человека со стандартным набором черт, а всякое отклонение от этой нормы принято было бы признавать аномальным. Но ведь достаточно часто термин «личность» употребляется по отношению к людям, обладающим отличительными, «яркими» в своем выражении чертами, выделяющими их от общей массы людей. Как же тогда быть в таком случае? Акцентуации характера не обязательно несут в себе негативную окрашенность, это потенциальные возможности развития личности, дальнейшее же их проявление будет зависеть от внешних факторов окружения человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Обозначение «патологические личности» следует применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. [23].

Страницы: 1 2


Личностные особенности и характер отношения к сверстникам демонстративных детей
Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы. Хотя мотивы ребенка не могут быть непосредственно наблюдаемы, использование психологических методов позволяет выявить важнейшие особенности личности и самосознания детей. Остановимся на конкретном описании этих особенностей. 1. Степень эмоцио ...

Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.). Речь способ ...

Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального роста руководителя
В соответствии с выводами Е.П. Ильина, возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими факторами[18]. К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особеннос ...