Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера
Страница 1

Материалы по психологии » Особенности восприятия времени у людей с разным типом акцентуации характера » Теоретический анализ понятия акцентуации характера. Понятие характера и акцентуаций характера

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса акцентуаций характера, необходимо прояснить, что скрывается за самим термином «характер», а также в чем его отличие от индивидуальных черт личности в теоретических разработках Карла Леонгарда. [23].

Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом «обыденном» смысле можно говорить о плохом или хорошем характере, о благородном или низменном и т.п. Часто в общении люди могут назвать человека бесхарактерным, подразумевая этим, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение, что все его поступки хаотичны и не носят индивидуального, строго определенного только для этого человека отпечатка.

Но вернемся к научному определению данного термина. Так что же такое характер? В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». [20]. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Индивидуальность человека проявляется в особенностях протекания его физиологических и психических процессов (режимы сна-бодрствования, способности к запоминанию, длительному сосредоточению внимания и.т.д.), в особенностях темперамента, и, естественно, в особенностях характера. Таким образом, характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Карл Леонгард в своей работе «Акцентуированные личности» в первую очередь употреблял термин «черты личности», а не характера. Однако в данный термин он вкладывал понятие врожденных особенностей человека, которые получают развитие исключительно под воздействием внешней среды. «И склонности, и направленность интересов человека исходят извне. В какую сторону направлены честолюбивые помыслы человека, зависит исключительно от внешних стимулов. Двое одинаково честолюбивых людей могут быть злейшими врагами в силу того, что ставят себе прямо противоположные цели. По-разному может быть направлено и чувство долга. Какое именно направление избирается человеком, во многом зависит от общества, в котором он живет. Точно так же врожденная направленность интересов и склонностей ни в коей мере не препятствует воспитательному воздействию. Более того, именно врожденная направленность и есть основа воспитания, без нее воспитание вообще невозможно. Если бы в человеке не была заложена тенденция к формированию чувства долга, то при помощи воспитания нельзя было бы побудить его делать одно и не делать другого». [23, 65].

Личко А.Е. уточнил этот термин, так как личность, по его мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий, и предложил заменить термин «личность» на «характер» как составную часть личности, в большей степени обусловленную социально, а значит поддающуюся влиянию и измерениям. Таким образом, акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязви­мость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим. [22]

Однако, достаточно проблематичен в решении вопрос о разделении естественных черт индивидуальности человека и акцентуаций характера, носящих более негативный отпечаток. По Леонгарду, «акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние». [23]. Можно говорить об акцентуациях как о среднем звене между индивидуальными чертами характера, являющимися нормой в развитии каждого человека, и патологическими чертами, развивающимися вследствие врожденных или приобретенных изменений психики человека.

Акцентуированные черты характера не являются патологическими. В противном случае, нормальным человеком можно было бы считать лишь некоего среднего человека со стандартным набором черт, а всякое отклонение от этой нормы принято было бы признавать аномальным. Но ведь достаточно часто термин «личность» употребляется по отношению к людям, обладающим отличительными, «яркими» в своем выражении чертами, выделяющими их от общей массы людей. Как же тогда быть в таком случае? Акцентуации характера не обязательно несут в себе негативную окрашенность, это потенциальные возможности развития личности, дальнейшее же их проявление будет зависеть от внешних факторов окружения человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Обозначение «патологические личности» следует применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. [23].

Страницы: 1 2


Механизмы психологического воздействия рекламы
Проблема психологических воздействий (или влияний) для психологии рекламы является одной из самых важных, многие психологи и рекламисты считают даже, что и реклам и психологическое воздействие - это по сути дела одно и то же. Так, В.К. Сельченок отмечает, что реклама – это «искусство достижения своего корыстного результата за счет скрыт ...

Общее понятие о темпераменте
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент ...

Результаты итогового контроля
По окончании формирующего эксперимента нами вновь были проведены диагностические измерения. Результаты представлены ниже. 1. Как уже было сказано выше, на первом этапе была выявлена следующая иерархия мотивов (см. таблицу 8, Приложение 13): "престижный мотив", мотив "самоактуализации"; "познавательный мотив&quo ...