История развития понятий менталитет и ментальность.
Страница 1

Материалы по психологии » Российская ментальность в сказках современной молодежи » История развития понятий менталитет и ментальность.

Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.).

Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта.

Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Юнг обосновал понятие архетипа, которое по своему содержанию близко к понятию «менталитет».

Французские философы Морис Блондель и Жак Гоффе считали, что менталитет – «совокупность образов и представлений, которой руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира в целом и собственного места в нем».

Ряд отечественных ученых рассматривают менталитет как глубинную субстанцию сознания и подсознания, которая проявляется в постановке и решении «ментальных» вопросов, таких как добро и зло, жизнь и смерть, личность и общество.

Менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный) – это специфическое духовное образование. А.Я. Гуревич писал, что «ментальность – это наличие у людей определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя».

Ментальность – это феномен бытия и внутренний регулятор человеческой деятельности, опосредованной обычаями, традициями, коллективным бессознательным этноса, нормами, культурой Супер-Эго. Ментальность, как индивидуальное прочтение жизненного опыта личности, является огромным полем познания духовного мира личности. (1, 160).

Ментальность выступает в 3-х основных модальностях: 1) в виде внутреннего достояния человека, гибких, изменчивых и стабильных, инвариантных элементов структур его психики; 2) в виде субъект-субъектных и субъект-объектных процессов и отношений и деятельности по обмену ментальностями; 3) в виде результатов этих отношений и деятельности – ментальной среды, в которой реально живут и действуют личность и различные общности людей.

Ментальность и менталитет неразрывно взаимосвязаны между собой, оказывают постоянное взаимодействие друг на друга по принципу обратной связи, постоянно модифицируются, развиваются, сохраняя, однако в себе инвариантные, архетипные, антропогенные и вариативные, изменчивые, психические и социокультурные элементы. Они неразделимы и неотрывны как причина и следствие, процесс и результат. Ментальность подобна психике, сознанию и мышлению, она функциональна, актуально-жизненно-процессуальна; менталитет же как продукт, результат действия ментальности подобен идеальному, духовной культуре освобожденным от своих материальных носителей (книги, различные произведения искусства и т.п.). Менталитет связывается с ментальностью через реальных, конкретных, живых индивидов благодаря деятельности их психики и сознания, их познанию и творчеству, через которые идеи, взгляды, положения, гипотезы и теории, генерируемые мозгом отдельных индивидов, входят через групповые и коллективные ментальности и менталитеты народов, наций, партий, социумов в духовную жизнь общества и культуру. Ментальность и менталитет нельзя отделять лишь как типичный и, тем более, типовой способ мышления, определяемый той или иной эпохой. Они не сводятся лишь к способу мышления индивида, социальных групп или социума (ментальность) или к результатам воздействия культурной среды (менталитет).

Исходным наиболее древним духовным образованием является ментальность, затем появляются на ее основе и постепенно дифференцируются различные виды менталитета, в основном, в жестких, закрепленных веками гомеостатических и приспособительных структурах, становящихся затем инвариантными и порождающими в свою очередь новые гибкие вариативные элементы и структуры ментальности и менталитеты, постоянно взаимодействующие и обогащающие друг друга.

Страницы: 1 2


Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся
В настоящее время возникла острая необходимость научить педагогов принимать и понимать трудных учащихся, помогать и преодолевать жизненные трудности. В каждой школе есть педагоги, опыт которых служит прекрасным подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого. Путь ранней профилактики запущенности, возможность ...

Роль восприятия в процесс общения. Ошибки восприятия
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. ...

Основные виды внимания
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических ...