ЗаключениеСтраница 1
Восприятие времени является интегративной и субъективной характеристикой человека, определяясь как отражение в человеческом сознании объективно существующего, не зависимого от него времени, его длительности и последовательности происходящих событий.
Выявленные в ходе теоретического исследования особенности восприятия времени позволяют сделать выводы о влиянии на него большого разнообразия факторов, как физического, так и социального и психического характера. Химические реакции организма, условия окружающей среды, психическое и психологическое состояние человека, социальные контакты и ситуации приводят к искажению восприятия времени, изменению его точности и восприятия последовательности событий. Указанное, в свою очередь, влечет за собой социальную и/или биологическую дезадаптацию.
В число определяющих восприятие факторов входят и личностные качества человека, такие как темперамент, характер и его индивидуальные или обостренные черты, т.е. акцентуации. Акцентуации характера также оказывают влияние на социальное взаимодействие личности, на его способности и возможности, на способы реагирования в различных ситуациях.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить взаимосвязь между профилями акцентуаций характера и такой особенностью восприятия времени, как точность оценки коротких временных интервалов. Полученные данные сопоставимы с теоретическими положениями о влиянии эмоционального состояния личности на восприятие времени. Профиль акцентуаций возбудимого круга, которому присущ повышенный эмоциональный фон, в большей степени наблюдается у людей, недооценивающих временные интервалы. И напротив, профиль тормозимого круга с преобладанием негативного, пониженного эмоционального фона, наблюдается у людей с выраженной переоценкой временных интервалов. Неполностью подтвержденные статистически данные указывают на существование проблемы в данной области изучения, и требуют проведения исследований на выборках, иных по качественным и количественным показателям, с целью уточнения и подтверждения теоретических положений и концепций.
Приложение
1
Результаты статистической обработки полученных данных
Таблица А1 – Значения критерия Стьюдента для всех типов акцентуаций по группам респондентов
|
Mean |
Mean |
t-value |
df |
p | |
|
Dem vs. Dem2 |
12,87500 |
11,37500 |
0,831251 |
30 |
0,412399 |
|
Dem vs. Dem3 |
12,87500 |
11,25000 |
0,955091 |
30 |
0,347165 |
|
Dem2 vs. Dem3 |
11,37500 |
11,25000 |
0,073575 |
30 |
0,941837 |
|
Pedant vs. Pedant2 |
11,25000 |
8,750000 |
1,639565 |
30 |
0,111542 |
|
Pedant vs. Pedant3 |
11,25000 |
9,125000 |
1,241836 |
30 |
0,223919 |
|
Pedant2 vs. Pedant3 |
8,750000 |
9,125000 |
-0,279914 |
30 |
0,781465 |
|
Zastr vs. Zastr2 |
9,437500 |
9,87500 |
-0,30200 |
30 |
0,764738 |
|
Zastr vs. Zastr3 |
9,437500 |
11,37500 |
-1,46866 |
30 |
0,152333 |
|
Zastr2 vs. Zastr3 |
9,875000 |
11,37500 |
-1,09605 |
30 |
0,281776 |
|
Vozb vs. Vozb2 |
11,81250 |
13,12500 |
-0,842701 |
30 |
0,406064 |
|
Vozb vs. Vozb3 |
11,81250 |
11,62500 |
0,120386 |
30 |
0,904980 |
|
Vozb2 vs. Vozb3 |
13,12500 |
11,62500 |
1,039750 |
30 |
0,306764 |
|
Giper vs. Giper2 |
10,68750 |
11,43750 |
-0,515825 |
30 |
0,609758 |
|
Giper vs. Giper3 |
10,68750 |
10,31250 |
0,285909 |
30 |
0,776913 |
|
Giper2 vs. Giper3 |
11,43750 |
10,31250 |
0,892446 |
30 |
0,379257 |
|
Distim vs. Distim2 |
10,31250 |
9,56250 |
0,64216 |
30 |
0,525646 |
|
Distim vs. Distim3 |
10,31250 |
13,68750 |
-2,37446 |
30 |
0,024171 |
|
Distim2 vs. Distim3 |
9,562500 |
13,68750 |
-3,27230 |
30 |
0,002686 |
|
Ciklo vs. Ciklo2 |
10,50000 |
10,87500 |
-0,29970 |
30 |
0,766472 |
|
Ciklo vs. Ciklo3 |
10,50000 |
11,81250 |
-1,05931 |
30 |
0,297914 |
|
Ciklo2 vs. Ciklo3 |
10,87500 |
11,81250 |
-0,679994 |
30 |
0,501722 |
|
Ekzal vs. Ekzal2 |
12,37500 |
14,62500 |
-1,01322 |
30 |
0,319057 |
|
Ekzal vs. Ekzal3 |
12,37500 |
12,75000 |
-0,18078 |
30 |
0,857760 |
|
Ekzal2 vs. Ekzal3 |
14,62500 |
12,75000 |
0,810397 |
30 |
0,424095 |
|
Trevog vs. Trevog2 |
11,43750 |
10,87500 |
0,368345 |
30 |
0,715202 |
|
Trevog vs. Trevog3 |
11,43750 |
12,12500 |
-0,432054 |
30 |
0,668792 |
|
Trevog2 vs. Trevog2 |
10,87500 |
10,87500 |
0,00 |
30 |
1,000000 |
|
Emo vs. Emo2 |
11,81250 |
12,00000 |
-0,118345 |
30 |
0,906583 |
|
Emo vs. Emo3 |
11,81250 |
12,00000 |
-0,111850 |
30 |
0,911687 |
|
Emo2 vs. Emo3 |
12,00000 |
12,00000 |
0,000000 |
30 |
1,000000 |
Программа Х. Джайнотта
Сточки зрения Х. Джайнотта, родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с родителями:
собственно психотерапия
психологическое консультирование
руководство личнос ...
Зависимость качества социальной адаптации от нозологической принадлежности
заболевания
Распределение обследованного контингента больных по показателям качества социальной адаптации представлено в табл. 9.
Таблица 9 Социальная адаптация в катамнезе больных с различными нозологическими формами ППР
Диагноз при выписке
Социальная адаптация
> 3.5
2.5 – 3.4
< 2.5
Абс
%
Абс
%
Абс
% ...
Роль и функции общения в психическом развитии детей
Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в области социальной (Г.М ...


