Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личностиСтраница 1
В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности.
А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание – это напоминание». [6, с.67] Также Адлер подчеркивает, что не бывает «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешнем положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя ко встречи с будущим, используя уже проверенный стиль жизни».
«Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит». [1; 6, с.67]
Метод ранних воспоминаний имеет ряд следующих преимуществ:
1) Люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание.
2) Нет никакой нужды в том, чтобы пытаться установить «надежность» ранних воспоминаний. «Для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые «принимаются»: их значение – в интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь».
3) Компактность и простота метода позволяет использовать его для групповых исследований.
Таким образом, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности: Объективный тест – это методика для получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность, при условии, что испытуемый:
а) либо не знает истинного значения своей реакции;
б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. [7, с.341]
Метод ранних воспоминаний имеет следующие ограничения.
Иногда люди не дают ответа или заверяют, что они не знают, какое событие было первым; «Люди, которые говорят, что у них «нет ранних воспоминаний» - позволяют нам придти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают». В таких случаях человеку можно предложить человеку «придумать воспоминание».
На желание и способность клиента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут отрицательно повлиять разнообразные факторы: травмирующие события детства, например, инцест или какое-либо злоупотребление ребенком; изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное воспоминание; мозговые нарушения и неврологические расстройства или просто недостаточное доверие по отношению к терапевту и терапевтическому процессу.
Ранние воспоминания могут отражать текущее состояние субъекта, обусловленное какими-то серьезными внешними факторами. В этом случае они могут приобретать скорее ситуативно, а не фундаментально обусловленное значение.
«Использование воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны, и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некой проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею». [5; 6]
Особенности проявления акцентуаций характера у подростков.
За счет индивидуально-психологических особенностей, таких как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств пс ...
Как завоевать внимание аудитории
С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно читать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного Предложения, и если он ...
Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у старших
школьников. Понятие и типы лидерства в психологии
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический пери ...