Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности
Страница 2

Метод ранних воспоминаний, являясь проективной методикой, разделяет обычный их недостаток – произвольность интерпретаций.

Адлер не оставил подробно разработанной системы интерпретации ранних воспоминаний. В своих произведениях он лишь на примерах показывает, как могут быть истолкованы те или иные их элементы, не забывая напомнить, что в психологии «все может быть совсем по-другому». [6; 9,с.171]

Существуют многочисленные методы количественно оценивать воспоминания по различным характеристикам, значимым для Индивидуальной психологии: рождение брата или сестры; болезнь; смерть кого-либо из близких; активность; стремление к цели; принятие или отвержение окружающими и т. п.

В данной работе будут использованы: шкала оценки ранних воспоминаний и шкала оценки зрелости психологической темы.

Шкала

оценки

ранних

воспоминаний(Early Recollections Rating Scale – ERRS). Впервые разработана и описана в докторских диссертациях K.E.Altman (1973) и J.Quinn (1973). [6, с.107]

Ранние воспоминания оцениваются по 9-ти различным параметрам социального интереса. Используется 7-бальная шкала оценки, в которой оценка «4» отражает нейтральный или средний уровень параметра, более высокие оценки – более высокий его уровень.

Шкала оценки зрелости психологической темы.

Разработана в докторской диссертации M.Mayman (1978), описана M.P.Chaplin, J.L.Orlofsky (1991). [6, с. 114-115]

Зрелость психологической темы, отраженной в раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость (или незрелость) нынешних проблем и поступков субъекта.

Процедура получения воспоминаний

У Адлера нет указаний на то, как именно он собирал ранние воспоминания. И поэтому, все указания по поводу процедуры получения ранних воспоминаний принадлежат уже его последователям и ученикам. При этом не существует универсального метода получения и оценивания ранних воспоминаний.

По мнению одних авторов, процесс получения ранних воспоминаний «важнее самой методики». По мнению других, преимущество методики в том и состоит, что она не требует от инструктора никаких специальных навыков.

По процедуре обследования испытуемым предлагается дать письменное изложения самого раннего воспоминания. Подчеркивается значение следующих моментов:

Ø старайтесь быть как можно более конкретным;

Ø не давайте «обзоров», то есть воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;

Ø не отказывайтесь давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами;

Ø включайте все, что помните, даже то, что вам кажется незначительным;

Ø описывайте только то, что относится к возрасту до 8 лет;

Ø описывайте чувства, даже если они противоречивы;

Ø опишите наиболее яркую часть;

Ø называйте имена присутствующих в воспоминании людей;

Ø опишите то, что случилось до и после этого, и чувства, которые в это время возникли;

Ø попытайтесь высказать догадку по поводу цели своего поведения;

Ø укажите примерный возраст, к которому относится воспоминание.

Предлагаемая инструкция для процедуры получения ранних воспоминаний:

«Возьмите лист бумаги, ручку и опишите ваше самое раннее воспоминание о каком-либо событии, которое произошло в возрасте до 8 лет. Записываете, пожалуйста, все, что приходит в голову, не опуская никаких подробностей, которые всплывут в вашей памяти. Запишите все, что только сможете, постарайтесь ничего не пропустить. Дайте свое название вашему воспоминанию. Опишите свои чувства по поводу этого события».

При анализе воспоминаний, почти всегда предпочтение отдается первому воспоминанию, и второе используется лишь в том случае, если первое не удается проанализировать удовлетворительно.

Адлер придает большое значение подробностям и формулировкам: в нюансах построения фразы, использования тех или иных выражений и метафор отражаются оттенки, а порой и контрастные отношения значений.

Страницы: 1 2 3


Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.). Речь способ ...

Счастье – в нестяжании богатства и власти.
Понятие «счастье» в русской психологии и ментальности не связано с обладанием властью и материальности народа. В сказке «Скорый гонец» (Афанасьев, 1992 б. С. 158) два старца выполняют желания трех братьев за сделанное ими доброе дело – постройку моста калинового через болото. Старший брат просит денег, средний хлеба на век, а младший С ...

Методы, выявляющие субъективные аспекты отношения к другому
Как отмечалось выше, отношение к другому всегда связано с особенностями самосознания ребенка. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Нам всегда важно, как к нам относится другой, какова его реакция на наши обращения и поведение, мы всегда так или ...