Введение
Страница 1

Актуальность работы определяется сложившимися в современной школе условиями, когда вопрос о мотивации учащихся без преувеличения может быть назван одним из важнейших. Несмотря на все затрачиваемые усилия педагогов, которые обычно приводят к очевидному положительному результату в учебной и воспитательной работе, приходится сталкиваться с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, пасуют перед трудностями, не верят в успех, даже тогда, когда вероятность его высока. В связи с этим актуальной представляется задача выяснить, как же организовать образовательный процесс таким образом, чтобы в нем формировалась личность с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребности в достижении успеха. Очевидно, что проблему мотивации, в частности формирование направленности личности на достижение успеха, следует рассматривать шире, не ограничиваясь вопросами только учебной деятельности. Формирование у младших школьников таких личностных качеств, которые помогли бы в дальнейшем достичь успеха в жизни и реализовать имеющийся личностный потенциал,- одна из актуальных задач, которую стремится решать современная система образования.

Каждый ребенок индивидуален, и поэтому у каждого есть свой собственный успех и свои собственные достижения. Еще лучше, когда ученик стремится к достижениям коллективного успеха, нацелен на сотрудничество, способен хорошо взаимодействовать с людьми. Ему присуще такое качество, как чувство ответственности не только за личное дело, но и за коллективный успех и за другого человека. Это развитая в гуманистическом плане личность, обладающая знаниями о человеке и относящаяся к человеку как к наивысшей ценности.

Проблема создания социально-психологических условий развития мотивации достижения младших школьников остаётся недостаточно разработанной на данном этапе.

Степень научной разработанности проблемы В последнее время исследованиям мотивации деятельности, ориентированной на достижения (учебные, профессиональные, спортивные и т.п.), придается все большее значение. И практикам, и теоретикам становится очевидна недостаточность (а порой и неадекватность) использования традиционных тестов интеллекта для определения будущей успешности в учебной деятельности, определения готовности к школе, отбора в специальные классы и при приеме на работу. Мотивация достижения является надежным предиктором достижений в школе и вузе, а также успешности в бизнесе и других профессиях[1].

По свидетельству А. Анастази и С. Урбины, в свою очередь ссылающихся на внушительный список англоязычных работ, «имеет место растущее признание роли мотивации учащихся в школьном обучении»[2]. Исследуются интересы и установки, эмоциональные реакции на неудачу, разного рода атрибуции и представления индивида о себе как показатели существенно связанные и определяющие достижения в учебе.

Стернберг, долгое время изучавший возможности предсказания успеха в разного рода деятельностях (учебной, профессиональной), с помощью тестов интеллекта приходит к выводу, что уровень мотивации является лучшим предиктором успеха, чем интеллект. Он пишет: «…Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках данной среды например, класса — обычно проявляют достаточно малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде»[3].

Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата. Простое владение знаниями не обеспечивает их автоматическое использование в различных жизненных ситуациях. Люди с одним и тем же уровнем интеллектуальных способностей могут существенно различаться по тому, насколько способными они сами себя считают перед лицом преодоления встающих перед ними задач, и это находит отражение в результатах их деятельности.

Цель дипломной работы – исследование социально-психологических условий формирования мотивации достижений у детей младшего школьного возраста. Достижение этой цели предопределяет ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению особенностей младшего школьного возраста и мотивация достижения

Страницы: 1 2


Признаки кризисного периода семи лет
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса семи лет: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) ...

Волевая готовность к школьному обучению
Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудност ...

Результаты исследования. Анализы тестирования
Первый испытуемый 45 лет, женского пола работает не по специальности. На то, чтобы я протестировала её, согласилась сразу, удивление неожиданности не было. Уговаривать или давить на испытуемого. При ответах на вопрос наблюдались такие факторы: вдумывалась в вопросы, рассуждала и давала четкие и точные ответы. Время исследования тестиров ...