Введение
Страница 1

Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. однако в те годы это положение Ж. Пиаже не имею особого резонанса в психологической литературе и осталось на уровне общего предложения.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования – формирование личности ребенка.

Предмет исследования – развитие общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Гипотеза: если комплекс занятий включить в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения можно развить общение со сверстниками старшего дошкольника.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы «Развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.

2. Изучить методические подходы к проблеме общения дошкольников со сверстниками.

3. Разработать по полученным результатам практические рекомендации педагогам и родителям по учету общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Для достижения поставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- методы массового сбора материала (беседы, наблюдения);

- диагностические методы;

- психолого-педагогический эксперимент:

а) изучение потребности в общении детей дошкольного возраста со сверстниками;

б) изучение развития мотивов общения детей дошкольного возраста со сверстниками;

в) изучение развития средств общения со сверстниками;

- психодиагностические методы: беседа;

- математические методы обработки полученных данных.

Практическая значимость нашего исследования состоит в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы родителями и воспитателями для развития общения в старшем дошкольном возрасте и преодолении проблем общения между сверстниками.

Теоретическая новизна исследования состоит в анализе работ отечественных педагогов и психологов, а так же выявлении их основных идей в проблеме развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Организация исследования:

Исследования проводились в течении года (2005 - 2006) на базе я/с №63 «Хрустальный» г.Караганды.

За этот период диагностической работы было охвачено 26 детей старшего дошкольного возраста. Разработана и детально изложена методика констатирующего и формирующего экспериментов. Все данные изложены в таблицах.

Страницы: 1 2


Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...

Понятие «тревоги» и «тревожности». Ее особенности в детском возрасте
Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различие зафиксировано соответственно в понятиях «тре ...

Теоретический анализ понятия восприятия времени. Понятие восприятия времени
Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов – ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощ ...