Общая характеристика трудностей в учебной деятельности.
Психологический анализ литературы (32) позволил выявить, что различные тестовые методики и замеры, жестко запрограммированные и свободные тесты дают совершенно разные результаты у одних и тех же учащихся.
Для выявления трудностей были использованы следующие методики:
1. Беседы и анкеты:
· частично спонтанная беседа, выявляющая значимость школьного обучения для данного ученика. Выявляется личное отношение ученика к школьным предметам, посещению школы, школьным ситуациям. В беседе выявляются отношения учащегося к его учителям, родителям и сверстникам;
· измерение чувства самоконтроля;
· измерение того, как оценивает учащийся свое положение в классе и как он прогнозирует свои будущие успехи в учебе:
· беседы с учителями и родителями.
2. Контрольные тесты и индивидуальные обучающие ситуации в клинике:
· тест на узнавание знакомых фигур:
· анализ того, как учащийся обнаруживает конфликтную завязку в тексте, сразу после его прочтения;
· регистрация движений глаз и реакций учащегося во время чтения текста о биологическом строении мухи и при рассматривании им соответствующей иллюстрации;
· ситуация, при которой учащемуся предъявляются части какой-то информации и определяется, насколько успешно учащийся может определить общий смысл материала и насколько он в состоянии сам установить связи между порциями информации.
3. Другие приемы:
· наблюдение за учащимся во время его посещения клиники, п обычных классных ситуациях в школе, в ситуациях, контролируемых явно, и в ситуациях, когда ребенок не знает о контроле над ним:
· регистрация индивидуальных
приемов, которыми пользуется учащийся
в тех случаях, когда ситуация варьируется в целях эксперимента.
С помощью указанных выше методик также были сформулированы следующие основные теоретические принципы исследования:
· Принцип адаптации заключающийся в стремлении к таким формам адаптации, которые расцениваются окружающими, и взрослыми и детьми, как бессмысленные и неэффективные.
· Принцип конструктивизма заключающийся в то, что приобретение знаний конструируется и организуется в интеллектуальном плане в виде особых структур: ассоциативных, атомистических, иерархически расположенных и интегрированных, в зависимости от индивидуального подхода к учебным задачам и индивидуально специфической интерпретации учебных ситуаций самим учащимся.
· Принцип коммуникативности, где наиболее важным компонентом, приводящим к трудностям в обучении, является неправильно организованное общение с ребенком, приводящее к трудностям в развитии в очень раннем возрасте, деформирующее мотивационную сферу и способствующее приобретению негативного индивидуального опыта.
· Принцип индивидуального реагирования, где убедительное объяснение поведения ребенка и его успеха в учебе должно строиться на анализе тесного взаимодействия трудностей, испытываемых индивидом, и различных условий в ситуациях. При одних и тех же условиях разные учащиеся могут вести себя совершенно по-разному.
Конфликт между личностью и группой.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению п ...
Опросные методы
изучения агрессии
Самый прямой путь измерения агрессии -спросить о таком поведении.
Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, статистика преступности и бракоразводности может послужить источником информации о проявлениях агрессии. Достоинство этого метода в том, что архивные данные свободны от вносимых исследова ...
Определение понятий "спор", "дискуссия",
"полемика". Классификация видов спора
Размышляйте неторопливо, но действуйте
решительно, уступайте великодушно, а
сопротивляйтесь твердо.
К. Лолток
Что же такое спор? Какова его сущность, с какими видами спора нам приходится иметь дело? В "Словаре современного русского языка" сказано, что спор - это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или не ...