Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
Страница 1

Материалы по психологии » Развитие общения старших дошкольников со сверстниками » Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе

С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет».

В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

В констатирующем эксперименте ставилась задача:

- определить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Объективными показателями, характеризующими уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста, были выделены два ряда умений:

1 ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность), установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);

2 ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.

В ходе игры каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки».

Далее даем ребенку 3 картинки и говорим: «Ты можешь подарить их детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

Обработка данных:

Подсчитываем число общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем «+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в таблицу.

На основании данных определяем статусное положение каждого ребенка.

1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов;

2 «принятые» - 3-5 выборов;

3 «непринятые» - 1-2 выбора;

4 «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

(см.Приложение №1).

Из приведенной таблицы мы видим, что наибольшее количество выборов получила Конакбиева, Батура, Бихмацкая: - это 1 группа «Звезды»;

От 3 до 4 баллов – это «принятые» - составляют 2 группу;

3 группа «непрнятые» - 1-2 балла;

0 – «изолированные» - составляют 4 группу.

Исходя из этого эксперимента, мы можем составить следующую таблицу «Количество разных по содержанию обращений дошкольников 6-7 лет к сверстникам с разным положением в группе» (см. Приложение №2).

Здесь представлены данные о частоте обращений дошкольников к детям с разным положением в группе. Старшие дошкольники требуют сотрудничества и признания от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Так же отсюда можно сделать вывод, что популярных в группе отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения, независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным детям свойственны в этом отношении более низкие показатели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера.

Изучение процесса:

Сформированность первого и второго ряда умений межличностного общения (см. Приложение №3, №4).

Цель: перед воспитателем была поставлена задача количественно оценить межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.

Были предложены ряды: 1 – использование этикетных речевых формул; 2 – установления контакта; 3 – выражение своего настроения; 4 – поведение в разговоре; 5 – умение общаться. (см. Приложение №3, №4)

В ходе исследования были определены критерии оценки сформированности общения у детей: эффективное общение возможно в том случае, если будет успешными:

1) передача информации, устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; используя доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитивных слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого);

2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться, умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла», два отклонения как «3 балла», три и более – «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателем в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл».

Страницы: 1 2


Психологические особенности подросткового возраста.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Если ведущим видом деяте ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Данная методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представителей субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью этой методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отно ...

Модели поведения
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и пе ...