Анализ результатов исследовательской деятельности. Содержание проблемы исследования
Страница 1

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » Анализ результатов исследовательской деятельности. Содержание проблемы исследования

В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социализацию личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в обществе, заставляют по-новому взглянуть на укрепившиеся подходы к педагогической деятельности. Нестабильность социально-экономических условий, перманентность экономических катаклизмов и межнациональных конфликтов, неустойчивость общественных отношений наносят ощутимый ущерб процессу полноценного развития личности детей и подростков.

Вместе с тем последовательная демократизация нашего общества, гуманизация парадигмы общего образования требуют пересмотра подходов к организации учебно-воспитательного, социально-педагогического процесса в школе, усиления внимания к процессу социализации личности ребенка, создания социально-педагогических служб, разработки программ социально-педагогического сопровождения и поддержки детей и подростков в процессе социализации.

Особое внимание социальных педагогов привлекают те изменения в характере подростков, которые могут приводить к акцентуациям характера.

Подростковый возраст - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс. Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения. То, что раньше считалось аномалией, сейчас вошло в критерий нормы, от 50% до 90% подростков имеют определенный тип акцентуаций характера. В последние годы в психологии и, частично, в педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека.

Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.

Проблема акцентуаций характера подростков изучается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе и имеет большое практическое значение.

Работа по социально-педагогическому сопровождению акцентуированных подростков требует специальной подготовки социальных педагогов. Именно поэтому мы посчитали необходимым изучить проблему акцентуаций характера у подростков. И на наш взгляд, очень своевременным является создание программы социально-педагогического сопровождения, которая позволила бы на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера.

Понятие «сопровождение» прочно вошло в словарь психологов, педагогов, валеологов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Процесс сопровождения - это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение имеет цель, критерии, результат. Социально-педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста. Процесс социально-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. Нужно особо подчеркнуть, что процесс сопровождения естественным образом оказывает содействие социальной адаптации и социализации личности подростка, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.

Проблема исследования: каковы возможности педагогических условий в социально-педагогическом сопровождении акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - содержание и педагогические условия процесса социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение. Социально – педагогическое сопровождение подростков с различными типами акцентуациями характера, представленное комплексом превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий будет способствовать созданию оптимальной ситуации социального развития подростков, формированию ценностей здорового, социально одобряемого образа жизни, а также снижению частоты проявлений нарушений культурных, социальных и правовых норм.

В ходе исследования поставлены следующие задачи: 1) систематизировать особенности проявления акцентуаций характера у подростков в условиях общеобразовательных учреждений и конкретизировать их типологию;

Страницы: 1 2


Культура спора
Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен. Цицерон ...

Организаторские способности руководителя и его умение убеждать
Большое значение в деятельности любого руководителя имеет умение убеждать, т.е. умение добиваться желаемых изменений во взглядах и убеждениях других людей. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Организовать работу других – это распределить между ними конкретные задания. Такая форма в ...

Заключение.
Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а о своеобразном языке животных, присущем некоторым видам и проявляющемся в виде специфичных звуков), ...