Анализ результатов исследовательской деятельности. Содержание
проблемы исследованияСтраница 1
В последние годы в российской системе образования наметилось значительное усиление внимания к общегуманистическим аспектам профессиональной деятельности социального педагога, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и социализацию личности ребенка. Социально-экономические и политические изменения, происходящие сегодня в обществе, заставляют по-новому взглянуть на укрепившиеся подходы к педагогической деятельности. Нестабильность социально-экономических условий, перманентность экономических катаклизмов и межнациональных конфликтов, неустойчивость общественных отношений наносят ощутимый ущерб процессу полноценного развития личности детей и подростков.
Вместе с тем последовательная демократизация нашего общества, гуманизация парадигмы общего образования требуют пересмотра подходов к организации учебно-воспитательного, социально-педагогического процесса в школе, усиления внимания к процессу социализации личности ребенка, создания социально-педагогических служб, разработки программ социально-педагогического сопровождения и поддержки детей и подростков в процессе социализации.
Особое внимание социальных педагогов привлекают те изменения в характере подростков, которые могут приводить к акцентуациям характера.
Подростковый возраст - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс. Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения. То, что раньше считалось аномалией, сейчас вошло в критерий нормы, от 50% до 90% подростков имеют определенный тип акцентуаций характера. В последние годы в психологии и, частично, в педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека.
Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.
Проблема акцентуаций характера подростков изучается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе и имеет большое практическое значение.
Работа по социально-педагогическому сопровождению акцентуированных подростков требует специальной подготовки социальных педагогов. Именно поэтому мы посчитали необходимым изучить проблему акцентуаций характера у подростков. И на наш взгляд, очень своевременным является создание программы социально-педагогического сопровождения, которая позволила бы на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера.
Понятие «сопровождение» прочно вошло в словарь психологов, педагогов, валеологов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Процесс сопровождения - это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение имеет цель, критерии, результат. Социально-педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста. Процесс социально-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. Нужно особо подчеркнуть, что процесс сопровождения естественным образом оказывает содействие социальной адаптации и социализации личности подростка, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.
Проблема исследования: каковы возможности педагогических условий в социально-педагогическом сопровождении акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.
Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - содержание и педагогические условия процесса социально-педагогического сопровождения акцентуированных подростков в общеобразовательной школе.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение. Социально – педагогическое сопровождение подростков с различными типами акцентуациями характера, представленное комплексом превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий будет способствовать созданию оптимальной ситуации социального развития подростков, формированию ценностей здорового, социально одобряемого образа жизни, а также снижению частоты проявлений нарушений культурных, социальных и правовых норм.
В ходе исследования поставлены следующие задачи: 1) систематизировать особенности проявления акцентуаций характера у подростков в условиях общеобразовательных учреждений и конкретизировать их типологию;
Методы психологии. Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. ...
Понятие корпоративной культуры в психологии. Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, свою динамику и уровни существования.
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить м ...
Интерперсональные факторы.
К ним относятся межличностные отношения, выстраиваемые или не выстраиваемые человеком с его ближайшим окружением (родственниками, друзьями, одноклассниками), а также и с другими людьми, не столь близкими человеку (сослуживцами, приятелями, соседями). Таким образом, у каждого человека существует социальная сеть – система социальных отнош ...