База исследования и анализ результатов исследовательской работыСтраница 1
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Котласа. На первом этапе мы выявляли акцентуации характера при помощи использования опросника Шмишека (Приложение 1). Данная методика позволяет увидеть личностные особенности подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования (Приложение 2). Испытуемым предлагалось ответить на вопросы с готовыми вариантами ответов. Данная методика по продолжительности составила 15 минут. Это позволило нам при сопоставлении результатов обоих методик, составить более полную психологическую картину о каждом респонденте. Далее нами была использована заключительная методика – метод экспертной оценки. Эксперты в данной методике выступали: социальный педагог – Милькова Ольга Николаевна, зам. директора по воспитательной работе – Хлызова Татьяна Леонидовна, классные руководители обоих классов. Затем мы обработали и сопоставили полученные результаты исследования.
Выборка была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. В состав выборки вошли ученики 7 - 8 классов в количестве 50 человек. В 7 классе 27 человек из них 13 девочек и 14 мальчиков. В 8 классе 23 человека из них 11 девочек и 12 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 16 лет. Исследование проводилось в период с марта 2008г. по апрель 2008г.
Приведем краткую характеристику данных классов, полученную в ходе интервьюирования с педагогами, работающими на базе образовательного учреждения.
Подростки — учащиеся школы. Отношение к будущему можно охарактеризовать как адекватное у 27 % подростков: у них есть профессиональные цели и представления о средствах их достижения, система ценностей отражает эти цели и средства в качестве ведущих, содержание ценностей в целом гармонично. Для 56 % подростков будущее выступает в основном как средство компенсации того, чего им недостает в настоящем: в качестве существенных характеристик будущего отмечается наличие свободы, активная жизнь, общественное признание, материальная обеспеченность; такие подростки недовольны своим настоящим и не имеют представлений о способах достижения этих ценностей в будущем. У 17 % подростков обнаружены чрезмерно высокие притязания к будущему, претензии на исключительность положения, стремление к самоутверждению любой ценой.
Социальные отношения со сверстниками и с учителями практически сохранны у 100 % подростков, отношения с родителями можно охарактеризовать в целом как нормальные у 20 %: в семье у них благоприятный психологический климат, существенных конфликтов с родителями не бывает, установлены эмоциональные и доверительные отношения с ними. 27 % подростков испытывают постоянные трудности в эмоциональных контактах с родителями, чувствуют себя отчужденными, несмотря на отсутствие выраженных внешних конфликтов в семье. 36 % подростков живут в семьях, где между родителями часто возникают конфликты, отношения с родителями у этих детей неровные, нередко вспыхивают конфликты с ними, подростки зачастую в этих семьях систематически ограничиваются и подавляются. Для 17 % подростков отчетливо выражена конфликтность в общении с родителями, наблюдаются частые столкновения с ними, проявляется устойчивое отчуждение от них.
По результатам исследования частота встречаемости акцентуаций характера при помощи опросника Шмишека выявлено следующее распределение типов: большое количество учеников, у которых выявлен эпилептоидный тип «акцентуации характера» – 38,46%, далее следуют лабильный и гипертимный типы акцентуаций с одинаковым процентным соотношением – 12,82%. Психастенический тип находится на третьем месте по частоте встречаемости – 7,69%. Таким образом, в исследуемых классах, преобладают эпилептоидный, лабильный, гипертимный и психастенический типы.
Может быть, на первый взгляд покажется проблема акцентуации характера подрастающего поколения, проблема педагогов – психологов и психотерапевтов, потому как акцентуация характера не психический диагноз. Каждому типу акцентуаций характера присущи свои, отличительные от других типов слабые места. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и может препятствовать благоприятной социализации и социальной адаптации. Под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, дети с акцентуациями характера могут стать девиантными. При этом каждый тип акцентуации может быть наиболее чувствителен и уязвим в отношении специфических воздействий. Мы попробуем провести параллель акцентуации характера подростка с его отклоняющимся поведением, и обозначим значимость в работе с данной категорией детей не только специалистов психологов, но и социальных педагогов, учителей в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, т.к. работая с подростком, имеющим акцентуации в характере, мы предупреждаем проявление в его поведении отклонения от нормы, культурной, социальной, правовой.
Анкета-опросник
1. Укажите, пожалуйста, Ваш:
а) пол
б) возраст
в) профессию
2. На Ваш взгляд алкоголизм это:
а) болезнь
б) увлечение спиртными напитками
в) дурная, вредная привычка
г) обыкновенная привычка, не хуже остальных
3. Наиболее уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, являются:
а) подростки
б) женщины
в) мужчины
4. Согласны ...
Защитные механизмы (По З. Фрейду)
От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать вн ...
Изучение взаимодействия в процессе наблюдения
Это изучение видимого взаимодействия, наблюдаемого поведения участников, партнёров по взаимодействию. При этом возможно использование определённых схем наблюдения, структурированных заданий, экспертных оценок, анализа продуктов конкретного взаимодействия и т.д. Существуют известные методы наблюдения, применяющиеся как в лабораторных усл ...