Введение
Страница 1

Актуальность.

В современной человеческой культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, занимает почти целое десятилетие. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В кризисные моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации может рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления им жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Психологические кризисы определяются как относительно непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройки личности, сознания, деятельности, поведения, которые возникают на каждой стадии развития, поскольку осознанию нового сопутствуют изменение энергии инстинктов и возросшие способности человека (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, 1996; Э. Эриксон, 1996). Особо проблемными периодами развития считаются подростковый возраст и период ранней юности (12-16 лет). Известно, что период 12-16 лет характеризуется не только физиологической перестройкой организма, но и возрастным кризом, вызванным изменением социальной ситуации развития, отношений с окружающим миром, самооценки, а также сменой ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, 1965; Б.Г. Ананьев, 1980; К.Н. Поливанова, 1994). Таким образом, ранняя юность является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека.

По Эриксону юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Каждый кризис - онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости. Любое разрешение конфликта формирует очередную стадию развития личности, характеризующуюся особым новообразованием - неустойчивым балансом двух противоположных качеств позитивных и негативных (Э. Эриксон, 1996). У личности благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств (доверительное отношение к миру и себе, автономия, инициатива, трудолюбие, хорошо организованная идентичность, близость со значимыми другими, генеративность и интегративность). При менее благополучном исходе у человека происходит перевес негативных свойств: недоверчивость, стыд и сомнение, чувство вины, неполноценность, диффузность ролей, изоляция, стагнация, отчаяние (Э. Эриксон, 1993, 1996).

В связи с вышеизложенным, проблема адаптации на различных ступенях возрастной периодизации, а также исследование природы психологических кризисов и поиск путей их нормативных разрешений вызывают интерес различных психологических школ на протяжении длительного времени. Проблема адаптации, кризисов жизни не теряет своей актуальности. В рамках нашей работы нас интересует взаимосвязь адаптации старших школьников и их самооценки.

Целью

исследования

является определение взаимосвязи самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений с использованием психодиагностических методов.

Объектом исследованияявляются психологические особенности юношеской личности.

Страницы: 1 2


Отчет об третьем эксперименте
При проведении опыта 4 испытуемым были предоставлены 20 слов, смысл которых - характер действий и категорий. Им были прочитаны слова, которые испытуемые должны были запомнить. На втором этапе испытуемым было предоставлено 20 слов аналогичного характера. Для запоминания было предложено каждое слово обозначить пиктограммой. Обработка рез ...

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения
Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения: а) стереотип; б) предубеждение; 1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов; 2) личная антипатия или активная враждебность по отношению ...

Упражнения, направленные на развитие мышления
Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах. Гуляю по свету, Жду ответ ...