Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников. Выявление лидеров в ученическом коллективе
Страница 4

Материалы по психологии » Развитие лидерских качеств у старших школьников » Экспериментальное исследование развития личностных качеств у старших школьников. Выявление лидеров в ученическом коллективе

Условно можно выделить этапы этой работы, задаваемые нашим актуальным пониманием развития лидерского потенциала подростков, с постепенным нарастанием игровой составляющей подготовки лидеров.

Каждое упражнение педагогически инструментировалось в направлении мотивообразования лидерской позиции участников. Подчеркивалось значение того или иного умения для работы лидера, упражнение повторялось до закрепления, варьировалось в зависимости от успешности его выполнения каждым участником тренинга.

Первое упражнение ("Эмпатия") своеобразный задел групповой работы

Его цель: не только тренинг эмпатии (проникновения вчувствования в переживания, состояние другого человека), но и создание атмосферы доверия к ведущим, открытости.

Один из ведущих предлагает участникам "вчувствоваться", понять другого ведущего. Через несколько минут участникам предлагается высказать свое мнение что за человек ведущий? Какой у него характер? Что он любит? Его влечения? (в свободной форме, все, что хочется сказать). Все высказывания фиксируются и потом анализируются. Ведущий, которого "эмпатировали", активно включается в работу и помогает анализировать происшедшее, что нарушает привычный порядок вещей. По эффекту Клапарда это приводит к осознанию автоматизированных процессов.

Второе упражнение ("Коммуникация")

проводится после блока информации "Три стороны общения". Слушатели уже знают, что общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Упражнение моделирует коммуникативную сторону общения.

Три-четыре участника удаляются из аудитории. Ведущий, используя картинки, рассказывает о своем путешествии в Болгарию. Вводная для участников: как можно подробнее от своего лица пересказать следующему участнику ("Как будто это было с Вами"). При этом пользоваться картинками нельзя. Все пересказы фиксируются с помощью видеоаппаратуры. Последующий анализ позволяет выйти на схему "Коммуникация", дать анализ трудностей процесса коммуникации, особенностей коммуникационных процессов и понимания других людей.

В третьем упражнении ("Спич на 1,5 минуты")

используется методика "трех зеркал". Каждому участнику дается задание: в течение 1,5 минуты произнести нечто с целью вызвать симпатии в группе. Упражнение записывается с помощью видеоаппаратуры и затем анализируется. Первым анализ ведет "автор", затем группа и, наконец, ведущие ("три зеркала"). По ходу анализа рассматриваются особенности перцептивных процессов, успехи и трудности участников (что помогает и мешает в общении), строится совместными усилиями схема "Гений общения".

Завершается день работой с опросными методиками на тревожность, общительность и мотивацию.

Второй день начинается упражнением "Цветовая перцепция"(модифицированная методика А.Н. Лутошкина, эмоционально-символическая аналогия).

Выявляется не только настроение каждого члена группы, но и мнение каждого о настроении членов группы, что позволяет тренировать процессы перцепции.

Упражнение "Артистизм"

позволяет отработать элементы невербальной передачи и приема информации.

Остальные упражнения и опросные методики позволяют выявить лидерский потенциал участников и отработать элементы лидерской деятельности.

Данный уровень подготовки позволяет педагогу стимулировать лидерство по всем критериям: мотивационному (показатели интеграция интересов группы, расширение коммуникативных контактов); статусному (показатель эмоциональный статус лидера); интерактивному (показатели влияние на ведомых, решение конфликтов, эмоционально-волевое воздействие, психологический такт); деятельностному (показатель – организация взаимодействия).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Предмет, объект виды судебно-психологической экспертизы
Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе является совокупность компонентов психики подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и подсудимого, экспертное установление и оценка которой имеет значение для объективного расследования и судебного разбирательства уголовного дела и соответствует современн ...

Компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии
В этом разделе описаны компоненты методики разработанного нами когнитивно-поведенческого вмешательства по контролю паники. Далее в этой главе они объ­единены в пошаговую программу вмешательства. ...

Проксемические особенности невербального общения
Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей. В. Ключевский Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Эксперимента ...